Проблемы МРОТ требуют экстренного решения

    Иркутский областной комитет «Электропрофсоюз» ещё 19 октября 2016 г. поднял  проблему, связанную с решениями Верховного Суда РФ о включении районного коэффициента и процентной надбавки в установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (определения Судебной Коллегии  по гражданским делам Верховного суда  РФ от 08.08.2016 N 72-КГ16-4 и от 19.09.2016 г. № 51-КГ 16-10), направив письма во все вышестоящие профорганы, органы исполнительной и законодательной власти региона и Российской Федерации, вплоть до Президента РФ.          ФНПР традиционно  не ответила на наше письмо. Верховный Суд – отписался  ни о чем.    В администрации Президента РФ и  Генеральной прокуратуре РФ наш  запрос рассмотрен.  Заместителем Генерального прокурора РФ   в связи с нашим обращением внесено представление в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре  в порядке надзора определения Судебной Коллегии  по гражданским делам Верховного Суда  РФ от 19.09.2016 г. дело  № 51-КГ 16-10 по иску о признании права на получение заработной платы не ниже МРОТ с начислением  на нее районного коэффициента и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.   

    Нам удалось добиться принятия решения Президиума ЦК ВЭП  и Президиума Иркутского Профобъединения об организации сбора подписей членов профсоюза в поддержку акции протеста против включения в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок.   На сегодня Иркутский «Электропрофсоюз» собрал уже более 13 тысяч подписей под Обращением,   более 44 тысяч подписей собрал и  Роспрофжел в интернете (только до 23  января 2018 года, когда они  хотят   собрать 100 тыс. подписей, Минтруд уже точно внесет нужные ему изменения в Трудовой кодекс РФ.

Ссылаясь на нехватку денег в бюджете, никто не удосужился подумать о внебюджетной сфере, о людях, живущих на Севере, чья зарплата с коэффициентом и надбавками ниже, чем у таких же работников в Европейской части, подумать о том, что все стратегические запасы страны добываются в суровых климатических условиях, и именно за эти неблагоприятные условия и были введены коэффициенты и надбавки.

От имени ИРКОО ВЭП   я направил следующие  предложения в проект Рекомендаций, выработанных IV Северной межрегиональной конференцией:

 Во-первых, в полностью поддерживаем  следующие  решения:

  Отметить недопустимость включения в состав МРОТ районных и иных процентных надбавок, как меры, способной привести к возникновению социальной напряженности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

  Минтруду РФ — Учитывать недопустимость снижения достигнутого объема государственных гарантий и компенсаций жителям Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в ходе работы, направленной на доведение МРОТ до прожиточного минимума. (следовательно, вариант 2, предложенный в письме Минтруда РФ №14-1/10/13-18-08  в адрес высших должностных лиц регионов об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума  трудоспособного населения  в каждом субъекте РФ с включением выплат по районному регулированию в МРОТ  должен быть отозван).

Во-вторых, поддерживаем  мнение Архангельской делегации о возвращении в Трудовой кодекс РФ  правовой нормы, гарантирующей  установление МРОТ на федеральном уровне, для чего   следует вернуть в Трудовой кодекс часть 2 статьи 129: минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

В-третьих, все решения по данной проблеме должны решаться в рамках социального партнерства  на заседаниях трехсторонних комиссий  субъектов РФ и РТК РФ.

      Мы категорически не разделяем позицию Минтруда РФ сделать МРОТ региональным, поскольку это  противоречит части 3 статьи 37 Конституции РФ: каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Введение регионального МРОТ, носит явно выраженный дискриминационный характер исходя из положений статьи 3 Трудового кодекса РФ: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав вне зависимости от места проживания, а значит должен быть единый, общероссийский стандарт МРОТ, гарантированный государством для работников всех регионов России.

Конституционный Суд РФ – единственный судебный орган, которому дано право толковать законы применительно к Конституции РФ, на протяжении ряда лет придерживается однозначной позиции – МРОТ не включает районный коэффициент и процентную надбавку.

Отдельно принятые судебные решения, где коэффициенты и надбавки включили в МРОТ, свидетельствуют лишь о несоблюдении судами законов и Конституции РФ, и, очевидно, носят политический, а отнюдь не законодательный характер.

Поводом для опасений по отмене северных льгот являются и намерения Правительства РФ об освобождении работодателей от уплаты работникам северных надбавок и повышающих коэффициентов в зонах с особым статусом – территорий опережающего развития (ТОР), к которым относится и Иркутская область. Такие поправки уже внесены в ТК РФ (ст. 50 ТК РФ).

       Понимая всю сложность текущего момента в экономике России, и испытывая серьезное беспокойство по поводу возможной отмены северных надбавок, считаем, что положение трудящихся не может далее ухудшаться,  и такая позиция  накануне выборов 2018 года явно спровоцирована и подрывает доверие избирателей всего Севера к государству.

  Последствия бездействия в этом вопросе очевидны – нарастание социальной напряженности и недовольства населения, отток работников «низового звена» школ, больниц, детских садов и т.д., получающих и без того нищенскую заработную плату, уменьшение собираемости налогов (НДФЛ), продолжающийся трудовой геноцид в сфере малого и среднего бизнеса, где даже трудовые договоры не заключаются.

Иркутскому обкому «Электропрофсоюз» приходится отстаивать районные  коэффициенты и северные надбавки  не в первый раз, мы уже дважды добивались  положительного решения Верховного Суда РФ  по данному вопросу: в 2001 году и в 2008году — против работодателей региона. Сейчас мы не согласны с позицией Верховного Суда РФ и будем вновь судиться, т.к. районные суды уже выносят решения о включении в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, и  областной суд оставляет эти решения в силе. Только по городу Саянску в результате пострадало уже более 30 человек.    Мы намерены добиться справедливости в Конституционном Суде РФ.

Надеюсь, что и ФНПР оправдает чаяния тружеников северных регионов,   примет все возможные меры для решения данной проблемы о не включении в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, и  добьется возврата  части 2 статьи 129  в Трудовой кодекс РФ.

 

Евгений Майданов, председатель Иркутской областной организации ВЭП