Иркутский областной комитет «Электропрофсоюз» ещё 19 октября 2016 г. поднял проблему, связанную с решениями Верховного Суда РФ о включении районного коэффициента и процентной надбавки в установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (определения Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 08.08.2016 N 72-КГ16-4 и от 19.09.2016 г. № 51-КГ 16-10), направив письма во все вышестоящие профорганы, органы исполнительной и законодательной власти региона и Российской Федерации, вплоть до Президента РФ. ФНПР традиционно не ответила на наше письмо. Верховный Суд – отписался ни о чем. В администрации Президента РФ и Генеральной прокуратуре РФ наш запрос рассмотрен. Заместителем Генерального прокурора РФ в связи с нашим обращением внесено представление в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре в порядке надзора определения Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.09.2016 г. дело № 51-КГ 16-10 по иску о признании права на получение заработной платы не ниже МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Нам удалось добиться принятия решения Президиума ЦК ВЭП и Президиума Иркутского Профобъединения об организации сбора подписей членов профсоюза в поддержку акции протеста против включения в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок. На сегодня Иркутский «Электропрофсоюз» собрал уже более 13 тысяч подписей под Обращением, более 44 тысяч подписей собрал и Роспрофжел в интернете (только до 23 января 2018 года, когда они хотят собрать 100 тыс. подписей, Минтруд уже точно внесет нужные ему изменения в Трудовой кодекс РФ.
Ссылаясь на нехватку денег в бюджете, никто не удосужился подумать о внебюджетной сфере, о людях, живущих на Севере, чья зарплата с коэффициентом и надбавками ниже, чем у таких же работников в Европейской части, подумать о том, что все стратегические запасы страны добываются в суровых климатических условиях, и именно за эти неблагоприятные условия и были введены коэффициенты и надбавки.
От имени ИРКОО ВЭП я направил следующие предложения в проект Рекомендаций, выработанных IV Северной межрегиональной конференцией:
Во-первых, в полностью поддерживаем следующие решения:
— Отметить недопустимость включения в состав МРОТ районных и иных процентных надбавок, как меры, способной привести к возникновению социальной напряженности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
— Минтруду РФ — Учитывать недопустимость снижения достигнутого объема государственных гарантий и компенсаций жителям Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в ходе работы, направленной на доведение МРОТ до прожиточного минимума. (следовательно, вариант 2, предложенный в письме Минтруда РФ №14-1/10/13-18-08 в адрес высших должностных лиц регионов об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в каждом субъекте РФ с включением выплат по районному регулированию в МРОТ должен быть отозван).
—Во-вторых, поддерживаем мнение Архангельской делегации о возвращении в Трудовой кодекс РФ правовой нормы, гарантирующей установление МРОТ на федеральном уровне, для чего следует вернуть в Трудовой кодекс часть 2 статьи 129: минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
— В-третьих, все решения по данной проблеме должны решаться в рамках социального партнерства на заседаниях трехсторонних комиссий субъектов РФ и РТК РФ.
Мы категорически не разделяем позицию Минтруда РФ сделать МРОТ региональным, поскольку это противоречит части 3 статьи 37 Конституции РФ: каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
Введение регионального МРОТ, носит явно выраженный дискриминационный характер исходя из положений статьи 3 Трудового кодекса РФ: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав вне зависимости от места проживания, а значит должен быть единый, общероссийский стандарт МРОТ, гарантированный государством для работников всех регионов России.
Конституционный Суд РФ – единственный судебный орган, которому дано право толковать законы применительно к Конституции РФ, на протяжении ряда лет придерживается однозначной позиции – МРОТ не включает районный коэффициент и процентную надбавку.
Отдельно принятые судебные решения, где коэффициенты и надбавки включили в МРОТ, свидетельствуют лишь о несоблюдении судами законов и Конституции РФ, и, очевидно, носят политический, а отнюдь не законодательный характер.
Поводом для опасений по отмене северных льгот являются и намерения Правительства РФ об освобождении работодателей от уплаты работникам северных надбавок и повышающих коэффициентов в зонах с особым статусом – территорий опережающего развития (ТОР), к которым относится и Иркутская область. Такие поправки уже внесены в ТК РФ (ст. 50 ТК РФ).
Понимая всю сложность текущего момента в экономике России, и испытывая серьезное беспокойство по поводу возможной отмены северных надбавок, считаем, что положение трудящихся не может далее ухудшаться, и такая позиция накануне выборов 2018 года явно спровоцирована и подрывает доверие избирателей всего Севера к государству.
Последствия бездействия в этом вопросе очевидны – нарастание социальной напряженности и недовольства населения, отток работников «низового звена» школ, больниц, детских садов и т.д., получающих и без того нищенскую заработную плату, уменьшение собираемости налогов (НДФЛ), продолжающийся трудовой геноцид в сфере малого и среднего бизнеса, где даже трудовые договоры не заключаются.
Иркутскому обкому «Электропрофсоюз» приходится отстаивать районные коэффициенты и северные надбавки не в первый раз, мы уже дважды добивались положительного решения Верховного Суда РФ по данному вопросу: в 2001 году и в 2008году — против работодателей региона. Сейчас мы не согласны с позицией Верховного Суда РФ и будем вновь судиться, т.к. районные суды уже выносят решения о включении в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, и областной суд оставляет эти решения в силе. Только по городу Саянску в результате пострадало уже более 30 человек. Мы намерены добиться справедливости в Конституционном Суде РФ.
Надеюсь, что и ФНПР оправдает чаяния тружеников северных регионов, примет все возможные меры для решения данной проблемы о не включении в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, и добьется возврата части 2 статьи 129 в Трудовой кодекс РФ.
Евгений Майданов, председатель Иркутской областной организации ВЭП