ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПРОФСОЮЗ»
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ «ЭЛЕКТРОПРОФСОЮЗ»
IV ПЛЕНУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пос. Мурино
15 ноября 2016 года № IV -3
О совершенствовании работы первичных
профсоюзных организаций по регулированию
социально-трудовых отношений в коллективах.
Заслушав и обсудив доклад председателя обкома профсоюза Е.М. Майданова « О совершенствовании работы первичных профсоюзных организаций по регулированию социально-трудовых отношений в коллективах» Иркутской областной организации ВЭП, IV Пленум отмечает, что в связи с объявлением экономических санкций, которые отрицательно воздействуют на нашу экономику и на социально-трудовые отношения в коллективах, последние два года наблюдается рост социальной напряженности в обществе, снижение уровня жизни работающего человека, ещё более активное наступление работодателей на права работников, объявлена практически открытая информационная война против профсоюзов.
Об этом шла речь на заседании Генсовета ФНПР 26 октября 2016 года, где обсуждался вопрос «О задачах профсоюзов в текущих социально-экономических условиях» и дана отрицательная оценка антикризисной политике финансово-экономического блока Правительства, в результате которой продолжается стагнация промышленного производства, уменьшение инвестиций в экономику, повсеместное сдерживание роста заработной платы, сокращение доходов населения, падение оборота розничной торговли, рост безработицы и увеличение количества бедных в стране.
28 октября 2016 г. передан в ГД РФ проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», который предусматривает дальнейшее сокращение социальных статей бюджета, дальнейший рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Предусмотренные в проекте бюджета в 2017 году доходы на 2,75 трлн. рублей ниже суммы доходов, в 2018 г.- на 2 трлн. руб., в 2019 г.- на 1.14 трлн. рублей. Для формирования такого «сжатого» бюджета, в течение 2016 года Госдума по представлению Правительства внесла значительные изменения в законы, позволяющие сократить расходные статьи бюджета.
Сокращено финансирование отраслей социальной сферы, консолидированы с Госбюджетом внебюджетные фонды, заморожена индексация фонда оплаты труда работников, отменены многие льготы и гарантии для работников, которые трудятся в ВУТ, права на льготы и гарантии, ветеранам труда и социально-незащищенным гражданам, не предусмотрена индексация пенсий, что ведет к снижению уровня жизни работников. Не учтены в антикризисной программе и проекте бюджета предложения профсоюзов по повышению МРОТ до уровня прожиточного минимума, принятию мер по наполнению бюджетов субъектов РФ, введению ограничений на оплату труда топ-менеджмента госкомпаний, введению прогрессивной шкалы налогообложения и моратория на повышение прямых и косвенных сборов с населения, повышению размера пособия по безработице.
Более медленными темпами в сравнении с другими отраслями РФ ( в 2 раза), растет последние 15 лет заработная плата в электроэнергетике.
Продолжающаяся стагнация российской экономики, осложнение международной обстановки, государственная политика по замораживанию тарифов на тепло и электроэнергию значительно осложняют и так не простую работу в «Электропрофсоюзе».
Уходя от ответственности за свою несовершенную экономическую политику, государство все чаще передает вопросы регулирования социально-трудовых отношений на уровень партнерских отношений в отраслях и организациях, не совершенствуя при этом трудовое законодательство.
Наблюдается ужесточение отношений между работодателями и наемными работниками в коллективах при распределении результатов труда, более активное наступление работодателей на права работников, которые во многом предопределяют остроту положения текущего момента в регулировании социально-трудовых отношений посредством механизма социального партнерства.
Основными проблемами в регулировании социально-трудовых отношений в коллективах являются противодействие со стороны работодателей, недостаточная четкость правовых норм коллективно-договорного регулирования в Трудовом законодательстве, недостаточная активность самих ППО, некомпетентность профлидеров.
Предусмотренные в ТК РФ правовые нормы по системе социального партнерства, равноправие сторон, полномочность представителей сторон, добровольность принятия сторонами на себя обязательств несовершенны и требуют совершенствования.
Пленум отмечает, что равноправия сторон нет, всем ППО приходится работать в условиях, когда профсоюзы больше не элемент системы власти, они этой власти – оппонент, поэтому работодатели идут на различные ухищрения, чтобы отстранить ППО от заключения коллективных договоров (создание «желтых профсоюзов», избрание своего представителя, клеветническая информационная война, отказ от заключения колдоговоров и др.). Ограничивает ППО в правах и ТК РФ, установив право представлять интересы коллектива при числе членов профсоюза не менее 50% от общей численности коллектива.
Имеются проблемы полномочности представителей сторон, как со стороны работников, так и работодателей. Профсоюзам надо бороться утраченного права представительства профсоюзами интересов неопределенного круга лиц, которое ранее были предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и отменено в 2001 году и статьи 137 статья ГПК РСФСР, где профсоюзы признавались законными представителями работников. Существуют проблемы и с представительством стороны работодателя. Сегодня на уровне единых вертикально-интегрированных компаний, и холдингов таких, как Евросибэнерго, Русгидро, Евросибэнерго-инженеринг нет стороны социального партнерства, оговоренной Трудовым кодексом РФ. И переговоры о расширении льгот и гарантий, которые финансируются из прибыли предприятия, зависят от тех компаний, которые формально не являются работодателями.
Необходимо внести изменения в ст. 25 ТК РФ в части дополнения понятия сторон социального партнерства, расширив это понятие по аналогии с формулировками конвенций МОТ, что могло бы способствовать расширению наших возможностей в переговорном процессе с компаниями и холдингами, которые практически и распоряжаются той долей прибыли, которая реализуется через коллективные договоры компаний на социальные льготы и гарантии, для этого нужна правовая основа.
ТК РФ не предусмотрена ответственность работодателя за непринятие коллективного договора, мешает в работе ППО принятие работодателем на себя обязательств Добровольно. Отсутствуют в ТК правовые нормы, обеспечивающие реализацию предложений, включенных в Протоколы разногласий к колдоговорам, за исключением объявления коллективного трудового спора, забастовки, которые для энергетиков запрещены. Поэтому работодатели, громко объявляя себя социально ориентированными организациями, спокойно проводят традиционную политику бизнеса — сокращать «издержки на персонал».
По результаты проведенного социологического опроса в мае т.г. среди руководителей ППО областной организации по действию факторов мотивации и демотивации профсоюзного членства в ППО главным мотивирующим фактором признана «Защита социально трудовых прав работников через систему коллективных договоров организаций» и главным демотивирующим фактором — «Несовершенство нормативно-правовой базы деятельности профсоюзов в сфере социально-трудовых отношений».
Принятое в 2014 году дополнение в ст. 48 ТК РФ о возможности включения в текст действующих соглашений и колдоговоров норм о приостановлении действия отдельных пунктов для работодателей и организаций, испытывающих трудности экономического и организационного характера породило жесточайшую борьбу за сокращение затрат на персонал и прежде всего — за снижение уровня заработной платы, отказ от предоставления льгот и гарантий работникам вследствие чего ППО ОАО «Иркутскэнерго», «ИЭСК», «Облкоммунэнерго», др. ППО и обкому пришлось выдержать целенаправленную атаку работодателей на позицию профсоюза в части требований отказа от индексации заработной платы работников, в которой профсоюз одержал значительную победу, отстояв действующие колдоговора. Работодатель ОГУЭП «Облкоммунэнерго», с которым ППО и обком вынуждены вести диалог только через суд, пикеты и объявление голодовки в своей деятельности превзошел все мыслимые и немыслимые принципы социального партнерства, задерживая выплату зарплаты работникам, не перечисляя на счет профкома с октября 2015 года удержанные профсоюзные взносы в сумме 3,4 млн. рублей, подменив в ходе переговоров текст Соглашения к коллективному договору. Только решением Арбитражного суда Иркутской области, заседание которого неоднократно переносилось по вине работодателя, в сентябре 2016 года удалось отстоять права работников и ППО.
В ЗАО «Иркутскэнергоремонт» уже три года нет коллективного договора и руководство ООО « Евросибэнерго-инженеринг» дало указание генеральному директору под страхом его увольнения – не заключать коллективный договор в организации.
Необходимо в ст. 24 «Основные принципы социального партнерства», абзац 11, внести обязывающую всех работодателей норму заключать коллективный договор, а в ст. ст. 41 и 46- убрать слово «могут» и сделать обязанностью для работодателей принятие коллективных договоров единого содержания и структуры, к ак предлагали депутаты ГД.
Существуют проблемы и на уровне работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где мнение ФНПР, выступающей против принятия антинародных законов, Правительством и РСПП зачастую просто игнорируется.
Пленум отмечает, что Проект «Стратегии развития системы социального партнерства ВЭП», который был вынесен на обсуждение III Пленума ЦК 29 сентября 2016 года был подвергнут критике членов ЦК ВЭП и не принят т.к. содержит одни общие слова, в нем ни слова нет о продолжении работы по распространению норм ОТС в электроэнергетике РФ на 2016-2018 годы на всех работодателей в качестве Единого отраслевого социального стандарта, в том числе по установлению ММТС рабочего I разряда, о чем была достигнута договоренность между сторонами социального партнерства на уровне Минэнерго РФ. 29 сентября 2016г. на III Пленуме ЦК поставлена непонятная точка и в переговорном процессе ВЭП с РаПЭ, где рассмотрен вопрос «О целесообразности вступления в коллективные переговоры с Союзом «РаПЭ».
В нашей областной организации из 15-ти ППО энергетики лишь две являются членами РаЭл: АО «БЭСК» и АО «Витимэнергосбыт», на остальных отраслевое регулирование социально-трудовых отношений не распространяется и такая обстановка в большинстве территориальных организаций ВЭП. РаЭл же в конкурентной борьбе с РаПЭ за членов объединения шлет письма в региональные тарифорегулирующие органы, чтобы не учитывали ОТС при защите тарифов.
Пленум считает, что профсоюзам надо всерьез заняться защитой своих собственных прав, своего положения в обществе и, особенно, в сфере регулирования социально-трудовых отношений, т.к. трудовое законодательство РФ несовершенно, а у всех профсоюзных структур, кроме ФНПР, нет права на законодательную инициативу на федеральном уровне. Надо более целенаправленно проводить в жизнь профсоюзную идеологию — добиваться социальной справедливости при распределении результатов труда, отдавая приоритет идеологической мотивации профсоюзного членства по защите прав работников перед материальной.
Надо бороться с распространением аутсорсинга, ставящего всевозможные препоны деятельности профсоюзным организациям, отказывающем в защите грубо нарушаемых прав работников по колдоговорам, а Минэкономразвития вновь предлагает РТК законопроект, где предлагает на легальных основаниях расширить сферу применения «заёмного труда», выводя работников из-под действия Трудового кодекса.
Надо минимизировать потери работников при введении профстандартов, т.к. это грозит повышением интенсификации труда работников и необоснованным снижением уровня зарплаты, угрозой увольнения за несоответствие требованиям Профстандарта по резуль-татам аттестации, проводимой работодателем и др.
В целях расширения прав профсоюзов при утверждении тарифов и распределении прибыли необходимо отказаться от обязательств «Не вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций», продолжить борьбу за распространение действия коллективного договора только на членов профсоюза, добиваться внесения поправок в 43 статью ТК РФ, где должна быть утверждена норма, по которой работники, не являющиеся членами профсоюза, обязаны будут участвовать в финансировании деятельности профсоюза, заключившего коллективный договор на предприятии, который распространяется на всех. Требуется усиление роли государства в регулировании социально-трудовых отношений, как это действует в развитых странах Германии, Швейцарии, Австрии.
Пленум отмечает, что коллективный договор это самый главный инструмент регулиро-вания социально-трудовых отношений в коллективе, самый эффективно-действующий механизм для осуществления ППО своей главной задачи — защиты социально-трудовых прав работников, в т.ч. и в суде.
За 10 месяцев 2016 года в обком поступило 164 письменных индивидуальных и коллективных заявления, в том числе 100 обращений от председателей первичных и цеховых профсоюзных организаций, в основном по нарушению работодателями обязательств коллективного договора. Экономический эффект от правозащитной работы в обкоме за 10 месяцев составил 8,4 млн. рублей, это не считая почти 300 млн. рублей, которые ППО отстояли по сохранению индексации зарплаты на 6,5% вместо предлагаемых нам 4.5%, и льгот работникам Иркутскэнерго, работающим в ВУТ по результатам АРМ, а не СОУТ. Только благодаря сохранению индексации зарплаты работники Иркутскэнерго дополнительно получили за 10 мес. 2016 года 88,9 млн. рублей, в ИЭСК- 34,1 млн. руб.
Обком отстаивает интересы не только работников электроэнергетики. Начата борьба за сохранение выплат северных надбавок и районных коэффициентов сверх утвержденного МРОТ, т.к. по решениям Верховного суда в августе и сентябре 2016 г. районные коэффициента и северные надбавки должны включаться в установленный ФЗ МРОТ, что противоречит ранее вынесенным решениям Конституционного суда РФ. Направлено письмо в адрес Президента РФ, как гаранта Конституции РФ, Верховного суда, ФНПР и ВЭП и др. о несогласии с проводимой Верховным судом, а с его подачи — судебной ветвью власти, позицией. Получили ответ из администрации Президента, что это дело судебной ветви власти РФ. Первая статья «МРОТ сделали грязным» появилась по этому вопросу и в газете ФНПР «Солидарность».
Пленум считает, что ситуацию с регулированием социально-трудовых отношений в России нужно менять и предлагает положить в основу деятельности областной организации разработанную с учетом мнения ППО «Программу по развитию и совершенствованию системы социального партнерства Иркутской областной организации ВЭП на 2016-2020 гг.».
Пленум разделяет мнение международной научно-практической конференции «Мир труда в ХХI веке», где отмечалось, что глобализация экономики, построенная на примитивных принципах минимизации затрат на производство и прежде всего за счет понижения стоимости труда ведет к снижению уровня жизни работников, деградации общества в стране и может привести к социальным революциям и потрясениям.
Профсоюзам нужно срочно и серьёзно усиливать свои позиции в системе социального партнерства и эффективно бороться за справедливое распределение заработной платы и прибыли предпринимателя, в этом главная задача профсоюзов на современном этапе.
На основании вышеизложенного,
IV ПЛЕНУМ Иркутской областной организации ВЭП
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.В целях повышения эффективности деятельности ППО и областной организации ВЭП по защите социально — трудовых, профессиональных и экономических прав и интересов членов профсоюза в сфере регулирования социально-трудовых отношений в коллективах, усиления своих позиций в системе социального партнерства и борьбе за справедливое распределение заработной платы и прибыли организаций утвердить «Программу по развитию и совершенствованию системы социального партнерства Иркутской областной организации ВЭП на 2016-2020 гг.» согласно Приложению №1.
2. Обязать членов обкома, аппарат, президиум обкома, первичные профсоюзные организации Иркутской областной организации Общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз»:
2.1.Положить в основу своей деятельности и принять меры по безусловному выполнению «Программы по развитию и совершенствованию системы социального партнерства Иркутской областной организации ВЭП на 2016-2020 гг.».
2.2. Повсеместно продолжить работу по распространению норм ОТС в электроэнергетике РФ на 2016-2018 годы на всех работодателей электроэнергетики в качестве Единого отраслевого социального стандарта, в том числе по установлению ММТС рабочего первого разряда.
2.3. Для повышения роли ОТС в регулировании тарифов и защиты прав работников добиваться от ВЭП и РаЭл применения норм ст. 48 Трудового кодекса РФ по присоединению работодателей, не участвующих в заключении отраслевого Соглашения, и распространению на них норм ОТС в связи с опубликованием руководителем федерального органа власти ОТС и приглашения присоединиться всем работодателям отрасли к данному соглашению.
2.4. Вести повседневную работу по формированию осознанного членства в профсоюзе на основе объединения наемных работников для борьбы за свои трудовые права и защиты завоеваний профсоюза. Для ослабления зависимости работников от действий работодателя добиваться заключения коллективных договоров во всех членских организациях обкома, включать в коллективные договоры организаций обязательства работодателя по обеспечению гарантий деятельности ППО и не освобожденного профактива.
2.5. Для повышения правовой и экономической грамотности профактива, рядовых членов профсоюза, молодежи для защиты своих прав через систему коллективных договоров организаций продолжить обучение на региональных семинарах по теме «Коллективный договор, как инструмент регулирования социально-трудовых отношений и защиты прав трудящихся», обеспечить широкую гласность о достижениях Профсоюза по защите социально-трудовых прав членов профсоюза, используя информационные ресурсы.
2.6. Для борьбы с несовершенством нормативно-правовой базы деятельности профсоюзов в сфере регулирования социально-трудовых отношений в коллективах, в целях усиления защитной функции профсоюза и совершенствования принципов социального партнерства в соответствии со статьей 104 Конституции РФ добиваться внесения изменений в Трудовой кодекс РФ ( ст. 24, абзац 11 и ст. ст. 41 и 46), обязывающих всех работодателей заключать коллективный договор, добиваться усиления роли государства в регулировании социально-трудовых отношений.
2.7. В целях расширения прав профсоюзов при утверждении тарифов и распределении прибыли организаций бороться за отмену обязательств профсоюза «Не вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций», продолжить борьбу за распространение действия коллективного договора только на членов профсоюза, добиваться внесения поправок в 43 статью ТК РФ по утверждению правовой нормы, обязывающей работников, не являющихся членами профсоюза, участвовать в финансировании деятельности профсоюза, заключившего коллективный договор на предприятии, который распространяется на всех.
2.8. В целях повышения эффективности действия системы социального партнерства в организациях и усиления контроля за выполнением обязательств по коллективным договорам продолжить практику заслушивания на собраниях и конференциях, двух-сторонних встречах трудовых коллективов отчетов работодателя и председателя профкома о выполнении двухсторонних обязательств по коллективным договорам.
2.9. Не допускать снижения уровня достигнутых гарантий работникам в коллектив-ных договорах в связи с выводом персонала в аутсорсинг, введением Профстандартов, свнесением изменений в законодательстве РФ, бороться с намерениями работодателей вывести Систему оплаты труда, Правила внутреннего трудового распорядка и Соглаше-ния по охране труда за рамки коллективных договоров в локальные нормативные акты организаций.
3. Президиуму обкома профсоюза повысить спрос за совершенствование коллективно-договорной работы в организациях, продолжить практику регулярного заслушивания работы ППО на заседаниях Президиума обкома по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в коллективах, добиваться повышения исполнительской дисциплины и персональной ответственности руководителей ППО за выполнение решений коллегиальных органов всех структур ВЭП.
4. Общественной комиссии обкома по коллективным договорам и соглашениям совместно с аппаратом обкома оказывать практическую помощь ППО в разработке, заключении и выполнении коллективных договоров организаций, целенаправленно проводить в жизнь профсоюзную идеологию — добиваться социальной справедливости при распределении результатов труда, отдавая приоритет идеологической мотивации осознанного профсоюзного членства по защите прав работников перед материальной.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на президиум обкома.
Председатель Иркутской областной
организации ВЭП
Е.М. Майданов
Приложение №1
к постановлению IV Пленума обкома
№ IV-3 от 15 ноября 2016 года
Программа по развитию и совершенствованию системы социального партнерства
Иркутской областной организации ВЭП на 2016-2020 гг.
№ пп | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный за исполнение | Контроль исполнения |
I | Нормотворческая деятельность | |||
1. | Участие в процессе подготовки Генерального, отраслевого, региональных и других соглашений с целью развития и совершенствования системы социального партнерства, сохранения и расширения социальных гарантий и льгот членам профсоюза. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены обкома, аппарат, правовая инспекция обкома, ППО. | |
2. | Подготовка проектов документов, предложений и замечаний к проектам законов и нормативных актов РФ и Иркутской области, внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в части улучшения социально-экономического и правового положения работников – членов профсоюза, участие в экспертизе законопроектов и других нормативно-правовых актов, касающихся работников – членов профсоюза. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
3. | Внесение предложений по изменениям в трудовое законодательство РФ в плане распространения действия коллективного договора только на членов профсоюза и лиц, уполномочивших профсоюзную организацию его заключать. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены обкома, аппарат. ППО, комиссии, правовая инспекция обкома | |
4. | Осуществление системного анализа документов, относящихся к сфере сотрудничества и социального партнерства в рамках отраслевых соглашений, привлечение ППО к участию в составе рабочих групп по разработке целевых отраслевых и областных программ и концепций, законодательных и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, принятие и реализация которых затрагивает проблемы работников – членов профсоюза на уровне: — Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, — ЦК ВЭП, — Областной трехсторонней комиссии, — региональных трехсторонних комиссий , — региональных координационных советов профсоюзов области. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, Члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссия по коллективным договорам и ОТС, правовая инспекция труда. | |
5. | Организация обсуждений среди профсоюзного актива и членов профсоюза проектов Соглашений и подготовка предложений по их изменению и дополнению. | При обсуждении проектов Соглашений в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, Члены обкома, аппарат обкома, ППО . | |
6. | Разработка методических рекомендаций и оказание практической помощи ППО при возникновении социальной напряженности в трудовых коллективах и разрешении трудовых конфликтов. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | ППО, члены обкома, аппарат, президиум, комиссии обкома. | |
II | Представительство интересов работников | |||
7. | Представлять интересы членов профсоюза в отношениях с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их представителями на уровне: — коллегиальных органов ЦК ВЭП, -Профобъединения, — трехсторонней комиссии Иркутской области , — региональных трехсторонних комиссий Иркутской области, — региональных координационных советов профсоюзов области, -правовой и технической инспекции ПО, — Молодежного совета ПО и ВЭП. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | ППО, члены обкома, аппарат, президиум, комиссии обкома, профсоюзные работники всех уровней. | |
8. | В целях расширения представительства ВЭП в работе коллегиальных и совещательных органов профсоюзов области добиваться включения представителей ВЭП в городские и районные трехсторонние комиссии и Координационные Советы Профобъединения и другие региональные представительные органы, защищающие интересы работников. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | ППО, члены обкома, аппарат, президиум, комиссии обкома, профсоюзные работники всех уровней. | |
9. | Обеспечить включение представителей профсоюзных органов ППО в состав комиссий по проведению специальной оценки труда на рабочих местах. При необходимости осуществлять экспертизу результатов СОУТ. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | ППО, члены обкома, аппарат, президиум, комиссии обкома, профсоюзные работники. | |
10. | Участвовать в организации и проведении трехсторонних консультаций по вопросам социально-экономической политики в сфере регулирования социально—трудовых отношений, совершенствования нормативно — правовой базы и по другим социально значимым вопросам, а также в предварительном обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов региона и отрасли в этой области . | В течение всего периода 2016-2020 гг. | . ППО, члены обкома, аппарат, президиум, комиссии обкома, профсоюзные работники всех уровней. | |
11. | Развивать взаимодействие с региональными службами занятости населения, осуществлять изучение рынка труда. Через областное трехстороннее соглашение, ОТС и колдоговоры организаций добиваться: — сохранения рабочих мест, — создания необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в т.ч. намеченных к высвобождению работников, — заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переподготовке и профессиональном обучении без отрыва от производства, — выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых в организациях, — предоставления работодателями дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам в результате банкротства организаций, — сохранения за уволенными по ликвидации либо сокращению штата (численности) льгот и гарантий, предусмотренных для фработающих. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | ППО, члены обкома, аппарат, президиум, комиссии обкома, профсоюзные работники всех уровней. | |
III | Коллективно-договорная деятельность | |||
12. | Обеспечить проведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров и их заключение во всех ППО. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | ППО, президиум, комиссия по колдоговорам и ОТС | |
13. | Осуществлять системный контроль выполнения принятых колдоговоров, соглашений. Продолжить практику проведения в коллективах ППО собраний и конференций по подведению итоги выполнения действующих колдоговоров с отчетом о выполнении обязательств со стороны работодателя и профкома. | Ежегодно в течение всего периода. | Президиум, члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссия по колдоговорам и ОТС, правовая инспекция | |
14. | Проводить правовую экспертизу проектов коллективных договоров членских организаций обкома. Осуществлять подготовку заключений, рекомендаций и предложений по важнейшим вопросам обеспечения социально – трудовых прав работников – членов профсоюза при подготовке проектов коллективных договоров. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссия по коллективным договорам и ОТС, правовая инспекция. | |
15. | Не допускать снижения уровня достигнутых гарантий работникам в коллективных договорах в связи с выводом персонала в аутсорсинг, изменениями в законодательстве РФ, намерениями работодателей вывести Систему оплаты труда, Правила внутреннего трудового распорядка и Соглашения по охране труда за рамки коллективных договоров в локальные нормативные акты организаций . | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, правовая инспекция. | |
16. | Добиваться внесения в коллективные договоры предприятий и организаций обязательств по распространению их действия для не членов профсоюза на платной основе в соответствии со ст. 43 ТК РФ. | При подготовке и заключении коллективных договоров в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома | |
17. | Включать в коллективные договоры раздел «Гарантии прав профсоюзных органов, профсоюзных работников и профактива», предусматривая в них защиту трудовых и социальных прав профактива и наемных работников профорганов всех уровней, в т.ч. распространение на освобожденных работников всех льгот и гарантий, предусмотренных для работников организаций и освобождение от работы с сохранением среднего заработка на период выполнения общественных обязанностей для не освобожденного профактива. | При подготовке и заключении коллективных договоров в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, Члены обкома, аппарат обкома, ППО, правовая инспекция, комиссии обкома. | |
18. | Добиваться включения в коллективные договоры обязательств по выплате премии штатным профсоюзным работникам ППО за счет средств работодателя, предоставления не освобожденному профактиву оплачиваемых нерабочих дней или часов для профсоюзной работы и учебы. | При подготовке и заключении коллективных договоров в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, Члены обкома, аппарат обкома, ППО, правовая инспекция, комиссии обкома. | |
19. | В обязательном порядке предусматривать в коллективных договорах обязательства работодателя по выделению средств ППО на организацию культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в соответствии со статьей 377 ТК РФ. | При подготовке и заключении коллективных договоров в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, Члены обкома, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
20. | В целях повышения мотивации профсоюзного членства включать в коллективные договоры разделы «Права и льготы членам профсоюза». | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
21. | Включать в колдоговоры разделы «Работа с молодежью», гарантирующие защиту прав и поддержку инициатив молодежи. Осуществлять через систему колдоговоров разработку и реализацию мер по поддержанию взаимодействия ППО с региональными государственными органами по работе с молодежью, содействие принятию региональных программ, законодательных и иных нормативных, правовых актов, направленных на поддержку молодежи. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, Молодежный совет, комиссии обкома. | |
22. | В рамках реализации «Концепции по молодежной политики Иркутской областной организации ВЭП» продолжить практику проведения молодежных Форумов с организацией обучения молодежи, деятельность школы молодого профсоюзного активиста. | В течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, Молодежный совет, комиссии обкома. | |
23. | Осуществлять системный контроль за соблюдением условий труда работников, их прав, предусмотренных колдоговорами при проведении мероприятий по реформированию организаций, при задержке выплаты заработной платы, отказе от её индексации, защищать их интересы в суде. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, правовая инспекция. | |
24. | При разработке и заключении коллективных договоров в организациях обеспечить установление норм, не ниже предусмотренных отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике РФ в части установления ММТС, индексации заработной платы и предоставления льгот и гарантий. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, правовая инспекция. | |
IV | Система социального партнерства | |||
25. | Поддерживать и развивать систему регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства, ориентированного на безусловное выполнение норм, правил, условий, предусмотренных в Генеральном, отраслевых, территориальных и иных соглашениях и колдоговорах. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссия по колдоговорам и ОТС, комиссии обкома, правовая инспекция. | |
26. | Постоянно работать над расширением сферы совместных интересов Профсоюза с социальными партнерами, повышением заинтересованности Работодателей в развитии социального партнерства и повышении качества жизни Работников. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссия по колдоговорам и ОТС, комиссии обкома. | |
27. | Продолжить работу по распространению норм ОТС в электроэнергетике РФ на 2016-2018 годы на всех работодателей электроэнергетики в качестве Единого отраслевого социального стандарта, в том числе по установлению ММТС рабочего первого разряда. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссия по колдоговорам и ОТС, комиссии обкома, правовая инспекция | |
28. | Продолжить практику разработки и ре-ализации «Программы по развитию и совершенствованию системы социльного партнерства Иркутской областной организации ВЭП на 2016-2020 гг.» | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
29. | Добиваться заключения ОТС с РаПЭ с условием сохранения льгот и гарантий, предусмотренных действующим ОТС в электроэнергетике РФ, используя взаимодействие объединений работодателей, коллегиальных органов ВЭП и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в РФ. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссия по колдоговорам и ОТС, комиссии обкома. | |
30. | Обеспечить участие ППО в разработке корпоративных стандартов в сфере социально-трудовых отношений в организациях ( наставничество, повышение квалификации, ДМС, НПФ, СОУТ, Профстандарты и др. ) и закрепление социальных норм в коллективных договорах организаций. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, правовая инспекция. | |
31. | Продолжить участие ППО в разработке мероприятий по повышению производительности труда, в том числе через повышение квалификации и профессионального мастерства работников, в организации смотров-конкурсов, конкурсов профмастерства. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
32. | Продолжить практику награждения руководителей организаций нагрудными знаками ФНПР и Почетным знаком ЦК ВЭП «За содружество». | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
33. . | Осуществлять меры по формированию у работников – членов профсоюза ответственности за соблюдение трудовой дисциплины, качественное выполнение своих функциональных обязанностей. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
34. | Обеспечить разработку и реализацию мер по социальной защите работников – членов профсоюза в сфере охраны труда и здоровья, формированию и эффективному использованию средств фонда социального страхования, совместную разработку перспективных социальных программ. | В течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
35. | Осуществлять системный контроль своевременного и в полном объеме поступления финансовых средств, предусмотренных коллективными договорами, действующим законодательством на оздоровление и отдых, охрану труда, другие социальные нужды работников. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
36. | Добиваться роста заработной платы членов профсоюза, снижения дифференциации уровней заработной платы между категориями работников по уровню доходов. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
37. | Обеспечить участие ППО в формировании корпоративных правовых актов и положений по вопросам оплаты труда. Не допускать снижения уровня социальных льгот и гарантий без адекватного роста заработной платы. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
38. . | Осуществлять ежеквартальный мониторинг уровня заработной платы различных категорий работников, целевого использования фондов оплаты труда, средней заработной платы и ММТС. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
39. | Добиваться на федеральном и региона- льном уровнях от органов исполнительной и законодательной власти, объединений работодателей, работодателей и их представителей повышения размера минимальной месячной заработной платы до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
40. | Обеспечить включение в коллективные договоры организаций, региональное и отраслевое тарифное соглашения положений, определяющих порядок, сроки и размеры индексации уровня заработной платы в организациях всех форм собственности. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
41. | Систематически не менее одного раза в год проводить встречи профактива (собрания, конференции) с руководителями, в ходе которых заслушивать отчеты о ходе выполнения коллективных договоров, соглашений по охране труда. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
42. | На основе «Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Иркутской области и ОАО «Евросибэнерго» от 19 декабря 2014 года способствовать инновационному пути развития энергетики региона в соответствии с Программой социально-экономи-ческого развития области, участвовать в разработке и выполнении целевых программ акционерных обществ и организаций по их экономическому и социальному развитию. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
V | Организационная работа | |||
43. | Совершенствовать систему социальной поддержки работников – членов профсоюза, продолжить работу социально-ориентированных фондов обкома: фонда социальной поддержки членов профсоюза и кассы взаимопомощи для оказания помощи членам профсоюза. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
44. | Проводить ежеквартальный мониторинг социально-трудовых отношений в ППО. Принимать меры по недопущению ухудшения положения работников – членов профсоюза. Противостоять выведению Систем оплаты труда и Правил внутреннего трудового распорядка из коллективных договоров. | Ежеквартально в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
45. | Оказывать всестороннюю помощь ППО в реализации права участия работников, их представителей в управлении организациями, заключении коллективных договоров на основе действующего трудового законодательства. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
46. | Систематически рассматривать вопросы социального партнерства и коллективно-договорной работы на заседаниях профкомов, Президиума и Пленумов обкома профсоюза. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
47. | Осуществлять обучение профсоюзного актива по вопросам организации коллективно-договорной работы и развития системы социального партнерства. | Ежегодно по отдельному плану в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, Методсовет. | |
48. | Организовывать обмен опытом работы ППО в этом направлении, проводить «Круглые столы», анкетирование и социологические опросы слушателей семинаров по проблемам организации коллективно-договорной работы. | Постоянно в течение всего периода 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, Методсовет. | |
0 | Обеспечить участие ППО в областном конкурсе «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства», в отраслевом конкурсе «Организация высокой социальной эффективности в электроэнергетике РФ», в конкурсе ВЭП на «Лучший коллективный договор». | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
49. | Обеспечить систематическое заслушивание руководителей ППО по вопросам организации коллективно-договорной работы в коллективах на заседаниях президиума, рассмотрение вопросов действия системы социального партнерства на Пленумах обкома. | Постоянно в течение 2016-2020гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
50. | Практиковать для ППО проведение региональных семинаров-совещаний для низового профактива по проблемным вопросам социального партнерства и коллективно-договорного регулирования. | Постоянно в течение 2016-2020гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома, Методсовет. | |
51. | В случае изменения социально-экономической ситуации и законодательства РФ решением президиума обкома вносить изменения в «Программу по развитию и совершенствованию системы социального партнерства Иркутской областной организации ВЭП на 2016-2020 гг.» | В течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
52. | Разработать обучающую программу на тему «Коллективный договор, как инструмент регулирования социально-трудовых отношений и защиты прав трудящихся в коллективах» и организовать целевое обучение молодежного профактива и представителей ППО — участников переговоров с работодателями по заключению коллективных договоров. | 2016 год и ежегодно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, ППО, члены обкома, правовая инспекция , аппарат обкома, комиссия по колдоговорам и ОТС. | |
53. | Подготовка и рассмотрение актуальных вопросов совершенствования системы социального партнерства и действия ОТС на заседаниях Комиссии по коллективным договорам и ОТС обкома. | Ежегодно по отдельному плану. | Президиум, ППО, члены, аппарат обкома, комиссия по колдоговорам и ОТС. | |
54. | В целях усиления влияния «Электропрофсоюза» на принятие решений Региональной службы по тарифам Иркутской области по проблемным вопросам тарифного регулирования энергокомпаний в Иркутской области и их соответствующего разрешения продолжить работу председателя Иркутской областной организации ВЭП Е.М. Майданова членом Общественного совета при Региональной службе по тарифам Иркутской области. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, члены, аппарат обкома, ППО, комиссии обкома. | |
55. | Освещать в печати, на сайте обкома «Электропрофсоюз», СМИ информацию о достижениях ППО в работе по развитию и совершенствованию системы социального партнерства, обеспечить обмен опытом работы профсоюзных организаций по разработке и выполнению коллективных договоров. | Постоянно в течение 2016-2020 гг. | Президиум, ППО, члены обкома, Методсовет, аппарат обкома, комиссии обкома. |
Председатель Иркутской
областной организации ВЭП
Е.М. Майданов