Защитим права на рабочем месте

В последнее время в связи с принятием  Федерального законаот 28.12.2013 года № 426-ФЗ  «О специальной оценке условий труда»  наиболее болезненным   вопросом в сфере труда  является проведение специальной оценки  условий труда  и снижения класса вредности  у многих работников. Данные проведенного выборочного мониторинга   по результатам проведения  СОУТ и установленных гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда работникам на основе ежегодного статистического отчета организаций   по форме   1-Т (условия труда) в членских  организациях Иркутского «Электропрофсоюза»  в 2015-2016  годах показывают, что наблюдается тенденция резкого снижения уровня гарантий  работникам с вредными (опасными ) условиями труда, часто без соответствующего улучшения условий труда на рабочих местах.

       Как показал  сравнительный  анализ результатов  проведения СОУТ в 2015-2016 гг.  в 10 организациях  Иркутского «Электропрофсоюза» с охватом общей численности работающих 13249 человек (54% от общей численности работающих в членских организациях обкома),   при росте численности работающих в 2016 году  к уровню 2015 года на 4,89%,снижение численности работников с вредными (опасными ) условиями труда  составило 5,33%, при этом  на 14.38%  сократилась численность работников, которым предоставлены гарантии в виде ежегодного дополнительного отпуска,  на 8,27% сократилась численность работников, которые имеют право на оплату труда в повышенном размере, на 8,53% снижена численность работников, которые имеют право на досрочную пенсию.

       Показательно, что удельный вес работников с вредными (опасными) условиями труда в общей численности работающих  в 2015 году  составлял 63,4%, а в 2016 году снизился  на 9% и составил  54,4% . Удельный вес  работников с вредными  опасными условиями труда в % к общей численности в 2016 году, которым предоставлены гарантии в виде ежегодного дополнительного отпуска составляет 39,5% против 53,88% в 2015 году,   на оплату труда в повышенном размере  — 46,23% против 54,5% в 2015 году, на досрочную пенсию -20,16% против  28,69% в 2015 году.  

   На сегодня у Методики оценки условий труда множество недостатков, так как многие   нормативно-правовые акты (СанПиНы), принятые еще  в СССР и продолжающие  действовать по сей день, не были взяты за основу при подготовке Методики проведения СОУТ. В связи с этим было президиум обкома принял  решение о необходимости  при проведении специальной оценки условий труда и рассмотрении вопросов по результатам  проведения СОУТ  на рабочих местах ППО руководствоваться  новым «СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 21.06.2016 г. и вступившего в силу с  1.01.2017г.,  который  устанавливает требования к  микроклимату, освещению, уровню шума и другим факторам воздействия на здоровье сотрудников  и  позволяет устранить недостатки Методики проведения СОУТ. Новые санитарные требования объединяют старые нормативные акты и восполняют недостатки Методики спецоценки: например, при замере такого важного в теплоэнергетике вредного производственного фактора, как шум, Методика спецоценки устанавливала пределом нормы шум в 80 децибел. Вновь принятые санитарные правила восстанавливают старый порядок — норма шума должна устанавливаться с учетом тяжести трудового процесса. То есть теперь норма может быть и 50 децибел.

  Новый  СанПиН обязателен  для применения с 1 января 2017года  и работодатели с этой даты должны им руководствоваться и, прежде всего, проверить, соответствуют  ли новые стандарты фактически существующим условиям труда работников. Если уровень физических факторов на рабочих местах отклоняется от норм, установленных новым СанПиН для определенной категории таких мест, то работодателю следует привести их к соответствующим значениям, в противном случае по результатам проверки Роспотребнадзора он может быть привлечен к ответственности.

   СанПиН — это государственные нормативы требований охраны труда, и  за  их нарушение статьей 5.27.1 КоАП  РФ  предусмотрена ответственность работодателей.  Так, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в т.ч. нового СанПиН, может повлечь (в зависимости от тяжести совершенного нарушения) предупреждение или административный штраф.  При этом размер штрафа составляет для должностных лиц — от 2 до 5 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей — от 2 до 5 тыс. руб., организаций — от 50 до 80 тыс. руб.

    А  работникам,   необоснованно потерявшим  льготы из-за изменения класса вредности по итогам СОУТ, новый  СанПиН  позволяет  восстановить их либо через суд, либо путем повторной оценки — так намерены действовать ППО Иркутской областной организации ВЭП в защите прав работников на рабочих местах.  

  Это не первая попытка областной организации  защитить права на рабочем месте. Так,  по результатам  обращений из цеховых профсоюзных организаций по инициативе ППО ПАО «Иркутскэнерго»  в результате коллективных перговоров   между руководством и ППО ПАО «Иркутскэнерго» было заключено  Соглашение от 29 сентября 2015г. «О внесении изменений и дополнений в Коллективный договор 2015-2017 года»,  где предусмотрено сохранение всех льгот и гарантий работникам  энергокомпании,  которые трудятся во вредных (опасных) условиях труда по результатам аттестации рабочих мест до 1 января 2018 года. К сожалению, этот пример единичен, да и  2018 год не за горами,  проблема вновь всплывет, поэтому мы намерены действовать теперь, применяя новый СанПиН  и воостанавливая  льготы из-за изменения класса вредности по итогам СОУТ  работникам, необоснованно их потерявшим.  

     Не меньшую угрозу  для сокращения льгот и гарантий работникам, которые трудятся во вредных условиях труда  таит и внедрение Профстандартов. 

  Так,  Иркутская областная организация ВЭП в связи с поступившими от работников запросами, связанными с расхождением между определениями должностей в Профстандартах и квалификационных справочниках, обратилось за соответствующими пояснениями в Министерство труда и социальной защиты РФ и Федеральную службу по труду и занятости.  В результате,   Министерство труда   «разглядело» возможные разночтения со стороны работодателей и пенсионных органов, и скорректировало Профстандарт сварщиков.    Дело в том, что по трудовому законодательству для предоставления работникам компенсаций и льгот, в том числе права на досрочное пенсионное обеспечение, необходимо, чтобы наименование должностей, профессий или специальностей соответствовали наименованиям в утвержденных квалификаци-онных справочниках либо положениям профессиональных стандартов. В случае  со сварщиками  правовой инспекцией обкома  профсоюза  были выявлены несоответст-вия, которые могли лишить работников этой профессии законного права на досрочное пенсионное обеспечение.   Так, в Списке №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда предусмотрено право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, для профессий «электросварщик ручной сварки» и «электрогазосварщик». Соответственно, наименование этих профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах. Если же одна и та же профессия содержится и там, и там, работодатель вправе самостоятельно определить, какой нормативный правовой акт он использует.

     Проблема в том, что в утвержденном профстандарте сварщика перечислены и другие возможные наименования должностей (газосварщик, сварщик термитной сварки, сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом и т.д.), которые отсутствуют в Списке №2. В случае, если работодатель примет решение переименовать профессии «электросварщик ручной сварки» и «электрогазосварщик», содержащиеся в штатном расписании предприятия, на любые перечисленные в перечне возможных наименований должностей профстандарта сварщика, это может послужить основанием для отказа Пенсионным фондом в будущем в зачете стажа работнику на льготную пенсию.

   Рассмотрев данный запрос областной организации «Электропрофсоюза», Министерство труда РФ решило дополнить Профстандарт списками возможных наименований должностей (профессий). Среди новых наименований – электрогазо-сварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки, сварщик пластмасс, сварщик термитной сварки различных разрядов в зависимости от обобщенной трудовой функции.

    В условиях  обострившегося  экономического кризиса  заинтересованность работодателей снизить уровень вредности, не улучшая условия труда на рабочих местах,  очевидна. Ведь за все рабочие места с вредными  и опасными условиями труда,   начиная с 2013 года необходимо платить дополнительные страховые взносы  в Пенсионный фонд РФ, (с 1 января 2015 года и далее это дополнительно 9% от ФОТ) , при этом  Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ предоставил возможность освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда в случае, если условия труда на рабочих местах соответствуют  1 и 2 классам – допустимый  и оптимальный.

  Еще задолго до введения в действия закона о проведении СОУТ  с 1 января 2014 года, профсоюзы, обсуждая законопроект, заявляли о серъезных  недоработках  этого документа,  что его введение  поставит под угрозу уровень социальной защищенности  тысяч работающих во вредных и опасных условиях труда.  Теперь мы на практике видим, что по действующей Методике  часть рабочих мест, действительно вредных для здоровья трудящихся, не признаются таковыми,  и это позволяет, как бы совершенно  законно,  отменить  социальные льготы  и гарантии «вредникам»  по предоставлению ежегодного дополнительного отпуска,  права  на оплату труда в повышенном размере, отмену  права на досрочную пенсию.  Ведь и новый СанПиН можно «причесать» под нужную методику, как нам сказал руководитель службы по охране труда крупной энергокомпании на встрече с профактивом.

        Поэтому профсоюзам, и прежде всего ФНПР,  необходимо не только проводить мониторинг  по результатам проведения  СОУТ и установлению  гарантий  и компен-саций  за работу во вредных и (или) опасных условиях труда работникам, но и продолжать работу по лоббированию внесения изменений   в закон о СОУТ, он должен на 100% отражать реальную вредность и опасность рабочих мест и по-настоящему работать на сохранение жизни и здоровья наших энергетиков, а не способствовать экономии за их счет.

Евгений Майданов, председатель Иркутской областной организации ВЭП.