Иркутские профсоюзы борются за сохранение северных льгот

 Иркутские   профсоюзы  борются  за сохранение северных льгот   

         На встрече руководителей членских профсоюзных организаций Иркутского Профобъединения  с  заместителем председателя  ФНПР А.В. Шершуковым,  состоявшейся  23 сентября 2021 года в г. Иркутске, на которой от ИРКОО ВЭП присутствовали председатель Майданов Е.М. и правовой инспектор труда  Д.А. Баяджан, в очередной раз Иркутским «Электропрофсоюзом» был поднят вопрос  о сохранении выравнивающих районных коэффициентов в Иркутской области. Ранее  от Минтруда РФ на запросы Иркутских профсоюзов по данному вопросу дан отрицательный ответ (см. Приложения).

Так, сославшись на статью 316 Трудового кодекса РФ (в редакции ФЗ  от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников  организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации,  применение  повышенных районных коэффициентов, установленных постановления главы Администрации Иркутской области от  28 января 1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате  на территории Иркутской области»,  необходимо учитывать, что оно было принятого на  основании п. 13 постановле-ния СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г.№ 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», которое  с 29 июня 2011 года  постановлением Правительства РФ  от 14 июня 2011 г. № 466 признано утратившим силу, как  противоречащее законодательству РФ.

Обращение к первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока В.Н.Пивненко

О применении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников 

                                                                       Статья из газеты «Солидарность»

 

Не подтают ли северные?

Профсоюзы хотят спасти повышенные районные коэффициенты от “регуляторной гильотины”

 

 

     За последние 20 лет с российского Севера сбежало почти 30% населения. Среди оставшихся около трети — пенсионеры. 12 — 17% жителей этих территорий живут в условиях бедности. Вместе с тем “регуляторная гильотина” может отменить повышенные районные коэффициенты, и тогда зарплаты северян снизятся еще на 20 — 60%. Это станет социальной катастрофой.

    Профсоюзы Иркутской области уже  полгода  пытаются привлечь внимание к проблеме. Но Правительство ее не замечает.

      Со следующего года нормативные акты, подпадающие под “регуляторную гильотину”, перестанут действовать. И в 14 из 17 регионов, где действуют повышенные районные коэффициенты, могут упасть зарплаты. “Солидарность” уже писала, что это вызывает серьезную озабоченность профсоюзов. Тогда Иркутское областное объединение организаций профсоюзов даже обратилось за решением проблемы к главе государства Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Мишустину (см. № 13, 2021).

МИНТРУД ПРОТИВ НАДБАВОК

   В самой Иркутской области дополнительные коэффициенты были введены с 1 января 1993 года губернатором Ю.А. Ножиковым. Единые районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих были установлены: в размере 1,6 — в Усть-Илимске, Усть-Илимском и Нижнеилимском районах; 1,4 — в Братске, Братском районе; 1,3 — в остальных городах и районах юга Иркутской области (за исключением Ангарска, Черемхово и Черемховского района, Тулуна и  Тулунского района и работников ВСЖД, по которым ранее были приняты решения облисполкома и постановления главы администрации).

   Минтруд России же весной этого года в письме (№ 14-0/10/ФС-345 от 22.03.2021) сообщил, что “возложение на работодателей (частные организации) обязанности производить в установленных органами исполнительной власти субъектов РФ повышенных размерах выплату районных коэффициентов к заработной плате будет являться чрезмерным ограничением свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ) и не имеет конституционно значимых оснований (п. 3 ст. 55 Конституции РФ)”.

    С позицией Минтруда профсоюзы категорически не согласны:

“Министерство труда абсолютно не учитывает права работников таких работодателей на установленные законом гарантии — в силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”.

 

ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ

  Итак, по мнению Минтруда, платить работникам повышенные коэффициенты, к которым все привыкли, станет “ограничением свободы экономической деятельности”. По оценкам профсоюзов, без коэффициентов зарплаты могут упасть на 20 — 60%, что может еще больше повлиять на отток населения с Севера. И это — проблема, которую власти не могут разрешить в последние два десятилетия: за это время население северных территорий сократилось на 30%. А оставшееся — стареет.

   “С учетом не вступивших на тот период изменений в законодательство о пенсионном обеспечении в России более трети населения северных территорий региона в 2019 году составляли пенсионеры, — приводят данные профсоюзы. И уточняют, что даже с имеющимися надбавками уровень бедности населения превышает средний по стране:

  — В Иркутской области 17,6% населения (по итогам 2020 г.) пребывает в состоянии бедности (РФ — 12,1%, Красноярский край — 17%). В северных территориях региона уровень бедности выше, чем в южных и в целом в области”. И что же будет, когда упадут зарплаты?..

— К сожалению, на заявления профсоюзов так и не последовало реакции. Ни правительством, ни  какой-то другой стороной не создано ни постановления, ни даже проекта постановления, которые урегулировали бы эту проблему. Есть большой риск потерять имеющиеся льготы, — заключил Александр Коротких, председатель Иркутского областного объединения организаций профсоюзов.

                                      

Комментирует  ситуацию по «выравнивающим» районным коэффициентам в Иркутской области, отраженную в статье,  правовой инспектор труда  Иркутской областной организации ВЭП  Д. А. Баяджан:

Следует отметить, что факт того, что установленные органами власти субъектов Российской Федерации «выравнивающие» районные коэффициенты не являются повышенными, был установлен Верховным Судом Российской Федерации (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 66-Г08-1, дело рассматривалось при непосредственном участии Иркутского «Электропрофсоюза»): «размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые, в свою очередь, были установлены Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 5 марта 1960 года N 298/8, от 4 сентября 1964 года N 380/П-18, от 20 декабря 1967 года N 533/36, от 30 мая 1985 года N 165/12-85, Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 и др.».

Минтрудом РФ в ответе также не учтено то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П  указал, что «Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации», т.е. в силу прямого предписания Конституционного Суда РФ установление размера районного коэффициента является исключительной прерогативой Правительства. Российской Федерации.

Дмитрий Баяджан, правовой инспектор  труда  Иркутской областной организации ВЭП.