Минздравсоцразвития предлагает ввести новые штрафы за нарушения охраны труда
Минздравсоцразвития предлагает существенно увеличить штрафы для работодателей за нарушение норм охраны труда и ужесточить уголовную ответственность за это. Работодатели категорически против. Профсоюзы обеими руками «за». В пятницу 22 июля этот вопрос обсуждался на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) под председательством вице-премьера Александра Жукова. Минздравсоцразвития в лице директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Наталии Жаровой презентовал соответствующий законопроект — поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и в Уголовный кодекс. Речь идет о том, чтобы выделить в КоАПе некоторые виды нарушений трудового законодательства в отдельные пункты и назначить по ним более высокие размеры штрафов. Например, предлагается за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест взимать с индивидуальных предпринимателей до 30 тысяч рублей, а с юридических лиц — до 100 тысяч. А если они не проведут ее совсем, ставки повышаются и юридическое лицо может заплатить до трехсот тысяч рублей или деятельность предприятия будет приостановлена на 90 суток.
За то, что работодатель нарушил порядок проведения обязательных предварительных (при приеме на работу) и периодических медосмотров работников, его могут оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей. За то, что он допустил к работе человека, который медосмотр не прошел, сумма штрафа увеличивается до 200 тысяч. Причем если руководитель предприятия нарушит правило дважды, то штраф тоже удвоится — до 400 тысяч рублей (максимальная планка). И работу предприятия также могут приостановить на 90 суток.
Отдельно прописаны нарушения порядка обучения в области охраны труда. За то, что плохо научили людей соблюдать правила безопасности и оказывать первую помощь, штраф до 150 тысяч рублей. Допустили непроинструктированных людей к работе — до 500 тысяч рублей или опять же приостановка предприятия.
Четвертый пункт — нарушение порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Предусмотрены разные степени «проколов» работодателей и, соответственно, разные наказания. Но за самое «злостное» нарушение — неоднократное необеспечение работников спецодеждой, обувью и другими средствами защиты — придется раскошелиться до 600 тысяч рублей или остаться без дела на 90 суток.
И последнее — за непредоставление работникам информации об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующих рисках для здоровья будьте любезны заплатить до 400 тысяч рублей. Про приостановку предприятия молчим — это само собой.
Что касается Уголовного кодекса, то за нарушение требований охраны труда, которые повлекли тяжкий вред здоровью человека, лицо, ответственное за соблюдение всех норм, заплатит штраф до 400 тысяч рублей или может быть лишено свободы на срок до одного года. Если работник погиб, ответственный сядет на три года и будет дисквалифицирован. Если погибло несколько человек — 5 лет тюрьмы.
Понятно, что работодатели высказали категорическое «нет» законопроекту. Как отметил глава Российского союза промышленников и предпринимателей России Александр Шохин, предусмотренные наказания несоизмеримы с деяниями. Представители профсоюзов, напротив, уверены, что изменения будут способствовать усилению ответственности работодателей.
Так или иначе, несмотря на дружный протест представителей бизнеса, в ближайшее время закон будет внесен в Госдуму. Все необходимые согласования в правительстве он уже прошел.
В 30 номере газеты «Солидарность» от 29 августа 2007 г. опубликованы копии разъяснений Федеральной службы по труду и занятости, поступившие в газету по запросу Иркутского областного комитета «Электропрофсоюз».
В правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено письмо от 22.05.07 г. № 133, направленное правовой инспекцией Иркутского обкома «Электропрофсоюз» «О незаконности включения в состав минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (2300 рублей с 1 сентября 2007 года), районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями».
Разъясняем следующее:
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат, надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основные понятия и определения, применяемые при организации оплаты труда работников, закреплены в статье 129 Кодекса. Исходя из данных определений, размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) определяется без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 148 Кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации, являющаяся специальной нормой, гарантирует оплату труда в районах Крайнего Севера с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В Правовом управлении Роструда рассмотрено письмо правовой инспекции Иркутского обкома «Электропрофсоюз» от 06.06.07 г. № 163 «О незаконности понижения работникам квалификации на один разряд за грубые нарушения дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ».
Разъясняем следующее:
Право руководителя организации по согласованию с профсоюзным комитетом понижать работнику квалификацию на один разряд за грубые нарушения технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготовляемой им продукции или выполняемых работ, предусмотрено п. 10 Общих положений ЕТКС, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 г. № 31/3-30 (в редакции постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.07.1988 г. № 413/21-10). Фактически данным пунктом Общих положений ЕТКС устанавливается вид дисциплинарного взыскания.
Вместе с тем необходимо иметь в виду следующее.
Перечень дисциплинарных взысканий, закрепленный в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. Исключения из этого общего правила возможны только в случаях, непосредственно предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников.
Применение иных мер дисциплинарного взыскания не допускается. В частности, нельзя применять к нарушителям дисциплины такие меры взыскания, как штраф, перевод на низшую или нижеоплачиваемую должность и другие. Понижение квалификации на один разряд за грубые нарушения технологической дисциплины также, по нашему мнению, относится к тем мерам, которые нельзя рассматривать в качестве дисциплинарных взысканий.
Кроме этого, необходимо учитывать, что с момента принятия Общих положений ЕТКС произошли значительные изменения как в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников, так и в законодательной базе. Был принят новый Трудовой кодекс российской Федерации. Нормативные правовые акты, изданные до введения Кодекса в действие (01.02.2002 г.), могут применяться только в части, не противоречащей Кодексу. В частности, порядок понижения работнику квалификации, установленный п. 10 Общих положений, в настоящее время не может применяться, поскольку предполагает процедуру согласования с профсоюзным комитетом. Вместе с тем, Трудовой кодекс Российской Федерации исключил порядок согласования решений работодателя с органами профсоюза, заменив их на учет мнения.
Учитывая изложенное, считаем, что для применения п. 10 Общих положений ЕТКС, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 31.01.1985 г. № 31/3-30, в части права руководителя организации понижать работнику квалификацию на один разряд за грубые нарушения технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ, оснований не имеется.
Заместитель начальника Правового управления А.В. Анохин