Глава 1. Общие положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы создания и функционирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации, порядок управления средствами профессиональных пенсионных систем, а также определяет права, обязанности и устанавливает ответственность субъектов профессиональных пенсионных систем.
Статья 1.Законодательство Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах
1. Законодательство Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах состоит из КонституцииРоссийской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
2. Законодательство о негосударственных пенсионных фондах применяется к отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, в части не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. В случаях, если международными договорами Российской Федерации установлены правила иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 2.Понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:
Обязательная профессиональная пенсионная система (профессиональнаяпенсионная система)— организационная форма накопления, сбережения и выплаты профессиональных пенсий застрахованным лицам и участникам, созданная в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пенсионные фонды— Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.
Уполномоченный негосударственный пенсионный фонд (негосударственныйпенсионный фонд)— юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях оказания услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, получившее в установленном порядке лицензию на право участия в обязательных профессиональных пенсионных системах.
Средства профессиональной пенсионной системы— сумма средств, сформированных пенсионным фондом за счет взносов в профессиональную пенсионную систему, увеличенных на текущую денежную стоимость разрешенных активов, находящихся в доверительном управлении по договорам в рамках данной профессиональной пенсионной системы, с учетом средств, изъятых из доверительного управления для осуществления выплат из профессиональной пенсионной системы.
Профессиональная пенсия— периодическая или единовременная выплата, производимая пенсионным фондом за счет средств профессиональной пенсионной системы в пользу лиц, имеющих право на профессиональную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Льготный пенсионный период— период с момента возникновения права на профессиональную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом до момента возникновения права на получение трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выкупная сумма— выплата, производимая пенсионным фондом за счет средств профессиональной пенсионной системы в пользу выгодоприобретателя (выгодоприобретателей) в случае смерти застрахованного лица (участника).
Уполномоченные организации— управляющие компании, специализированные депозитарии, регистраторы специальных индивидуальных счетов, соответствующие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Застрахованное лицо— наемный работник, за которого работодателем уплачиваются взносы в профессиональную пенсионную систему, созданную с участием Пенсионного фонда Российской Федерации.
Участник профессиональной пенсионной системы (далее — участник)— наемный работник, за которого работодателем уплачиваются взносы в профессиональную пенсионную систему, созданную с участием негосударственного пенсионного фонда.
Инвестирование средств профессиональных пенсионных систем— деятельность управляющих компаний, связанная с доверительным управлением средствами профессиональных пенсионных систем по договорам с пенсионными фондами.
Правила профессиональной пенсионной системы— свод норм и правил профессиональной пенсионной системы, включая условия и порядок формирования и исполнения обязательств, составляющие договор о профессиональной пенсионной системе, заключаемый работодателем и пенсионным фондом в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Разрешенные активы— перечень объектов инвестирования, допустимых для размещения средств профессиональных пенсионных систем.
Инвестиционный портфель— совокупность разрешенных активов, находящихся в доверительном управлении в рамках одной профессиональной пенсионной системы.
Совокупный инвестиционный портфель— совокупность инвестиционных портфелей профессиональных пенсионных систем, созданных с участием одного пенсионного фонда.
Специальный индивидуальный счет— форма аналитического учета обязательств пенсионного фонда, сформированных в отношении каждого застрахованного лица (участника) в каждой профессиональной пенсионной системе.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти— федеральный орган исполнительной власти, в установленном порядке наделенный полномочиями по контролю и надзору за профессиональными пенсионными системами в Российской Федерации.
Статья 3.Субъекты профессиональных пенсионных систем
Субъектами профессиональных пенсионных систем являются:
застрахованное лицо, участник; работодатель; пенсионный фонд.
Глава 2. Права и обязанности субъектов профессиональных пенсионных систем
Статья 4.Права лиц на выплаты из профессиональной пенсионной системы
1. В соответствии с требованиями настоящего Федерального закона из профессиональных пенсионных систем могут производиться следующие виды выплат:
1) профессиональная пенсия, выплачиваемая пенсионным фондом в течении льготного пенсионного периода;
2) единовременная выплата из пенсионного фонда в размере пенсионных накоплений, сформированных в пользу соответствующего застрахованного лица (участника), в том числе в форме страхового взноса по договору добровольного страхования жизни, заключенного в пользу застрахованного лица (участника), имеющего право на получение профессиональной пенсии, и предусматривающего выплату пенсионной ренты в течение льготного пенсионного периода;
3) единовременная выкупная сумма, выплачиваемая пенсионным фондомв пользу выгодоприобретателя (выгодоприобретателей), в случае смерти застрахованного лица (участника).
2. Правом на выбор вида выплаты из профессиональной пенсионной системы, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, обладает застрахованное лицо (участник).
3. Порядок реализации права застрахованного лица (участника) на выбор формы выплаты из профессиональной пенсионной системы устанавливаются правилами профессиональной пенсионной системыс учетом требований настоящего Федерального закона.
4. Размер профессиональной пенсиирассчитывается в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системы, исходя из суммы средств, учтенных на специальном индивидуальном счетезастрахованного лица (участника), и продолжительности фактического периода получения пенсии в течении льготного пенсионного периода.
В случае если лицо имеет право на профессиональную пенсию по нескольким основаниям, указанном в подпунктах 1и 2настоящего Федерального закона при наступлении пенсионных оснований профессиональная пенсия выплачивается частями.
Размер соответствующей части профессиональной пенсии, подлежащей уплате, рассчитывается в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системы, исходя из доли средств, учтенных на специальном индивидуальном счете застрахованного лица (участника), соответствующего доле взносов в профессиональную пенсионную систему (профессиональные пенсионные системы), уплаченные в соответствующие периоды трудовой деятельности застрахованного лица (участника).
Порядок расчета и выплаты профессиональной пенсии в случаях если застрахованные лица (участники) имеют более одного специального индивидуального счета в различных профессиональных пенсионных системах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Обязанность пенсионного фонда по выплате профессиональной пенсии наступает с момента обращения в пенсионный фонд лица, имеющего право на ее назначение и выплату.
Застрахованное лицо (участник) вправе обращаться за назначением профессиональной пенсии не ранее достижения возраста, указанного в пунктах 1и 2 статьи 5настоящего Федерального закона.
6. Размер профессиональной пенсии, выплачиваемой пенсионным фондом, подлежит ежегодной корректировке не позднее 31 марта каждого года, исходя из остатка средств на конец предыдущего календарного года, учтенных на специальном индивидуальном счете застрахованного лица(участника).
Статья 5.Право застрахованных лиц (участников) на профессиональную пенсию
1. Правом на профессиональную пенсию по достижении мужчинами и женщинами соответственно возраста 50 и 45 лет имеют застрахованные лица и участники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах без учета страхового стажа.
2. Правом на профессиональную пенсию по достижении мужчинами и женщинами соответственно возраста 55 и 50 лет имеют застрахованные лица и участники, занятые на работах с особыми условиями труда, перечень которых определяется в соответствии с подпунктами 2 — 15 пункта 1 статьи 27Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета страхового стажа.
3. Правом на профессиональную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом не обладают лица, в отношении которых применялись процедуры по сохранению и конвертации (преобразованию) пенсионных прав в соответствии со статьей 27Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Правом на профессиональную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом не обладают лица, указанные в пункте 1 статьи 28Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
4. Списки рабочих мест (производств, работ, должностей) с особыми условиями труда, дающих право на получение профессиональной пенсии (пункты 1и 2настоящей статьи), утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанных списков работодатель локальным нормативным актом на основе результатов аттестации рабочих мест с особыми условиями труда, утверждает перечень рабочих мест соответствующей организации, работа на которых дает право на профессиональную пенсию.
Статья 6.Право выгодоприобретателей на получение выкупной суммы
1. Правом на получение выкупной суммыиз профессиональной пенсионной системыобладает (обладают) лицо (лица), специально указанное (указанные) застрахованным лицом(участником) в качестве выгодоприобретателя (выгодоприобретателей) в порядке, установленном правилами профессиональной пенсионной системы на случай смерти застрахованного лица (участника) до исполнения пенсионным фондомобязательств по выплате ему профессиональной пенсиивне зависимости от наступления оснований, предусмотренных пунктами 1и 2 статьи 5настоящего Федерального закона.
2. Размер выкупной суммы устанавливается равным сумме средств, отраженных на специальном индивидуальном счетезастрахованного лица (участника) на дату выплаты выкупной суммы.
3. В случае, если в качестве выгодоприобретателей указаны несколько лиц, застрахованное лицо (участник) имеет право указать доли, в которых указанные лица приобретают право на получение выкупной суммы.
В случае, если застрахованным лицом (участником) указаны доли выгодоприобретателей, требования о выплате причитающейся доли может быть заявлено каждым из выгодоприобретателей раздельно по своему усмотрению.
4. В случае, если в качестве выгодоприобретателей застрахованным лицом (участником) указаны несколько лиц и не указаны доли, в которых такие лица имеют право на получение выкупной суммы, выкупная сумма выплачивается выгодоприобретателям в равных долях.
В случае, если доли выгодоприобретателей в выкупной сумме не указаны, необходимо единое требование от всех выгодоприобретателей, имеющих такое право на момент подачи соответствующего требования.
5. В случае, если в качестве выгодоприобретателя не указано ни одно лицо, в случае смерти застрахованного лица (участника), средства, учтенные на его специальном индивидуальном счете, в полном объеме перечисляются в резервный фонд пенсионного фонда в порядке, установленном правилами профессиональной пенсионной системы.
6. Права выгодоприобретателей на получение выкупной суммы не подлежат наследованию и уступке третьим лицам.
7. Выкупная сумма подлежит выплате в срок, не превышающий 10 дней с момента подачи соответствующего требования в пенсионный фонд, являющийся держателем специального индивидуального счета умершего застрахованного лица (участника).
Статья 7.Права и обязанности застрахованных лиц (участников)
1. Правом быть застрахованным лицом (участником) профессиональной пенсионной системы обладают работники, занятые на рабочих местах с особыми условиями труда, перечень которых определяется в соответствии со статьей 27Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и не достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 7Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
2. Застрахованные лица(участники) имеют право:
требовать от пенсионного фонда, в котором лицо является застрахованным лицом (участником), предоставления полной информации о текущем состоянии своего специального индивидуального счета;
требовать от работодателя исполнения условий коллективного договора, предусматривающих создание профессиональной пенсионной системы;
требовать от работодателя предоставления документов, и иных сведений, подтверждающих уплату за застрахованное лицо (участника) взносов в профессиональную пенсионную систему, в которой он является застрахованным лицом (участником);
требовать от пенсионного фонда, в котором лицо является застрахованным лицом (участником) выплаты профессиональной пенсиив случае наступления оснований, установленных пунктами 1и 2 статьи 5настоящего Федерального закона;
требовать от пенсионного фонда выплаты профессиональной пенсии в размере, установленном правилами профессиональной пенсионной системы в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
защищать свои права всеми законными способами, в том числе в судебном порядке.
3. Застрахованные лица (участники) обязаны:
соблюдать правила профессиональной пенсионной системы;
предоставлять пенсионному фонду и работодателю информацию, необходимую для функционирования профессиональной пенсионной системы.
Статья 8.Права и обязанности работодателя
1. Работодатель имеет право:
не чаще одного раза в квартал требовать от пенсионного фонда подтверждения объема внесенных работодателем на момент подачи требования взносов;
не чаще одного раза в квартал, по форме, установленной правилами профессиональной пенсионной системы, требовать от пенсионного фондаотчет результатах его работы в рамках профессиональной пенсионной системы, созданной с участием указанного пенсионного фонда;
требовать возврата излишне уплаченных взносов в профессиональную пенсионную систему;
обращаться к представителям работников с предложением о создании новой профессиональной пенсионной системы;
при наличии оснований, установленных настоящим Федеральным законом, требовать прекращения учрежденной профессиональной пенсионной системы;
пользоваться льготами, предоставляемыми ему законодательством Российской Федерации, по уплате взносов в профессиональные пенсионные системы;
в установленном порядке обжаловать решение уполномоченного федерального органа исполнительной властиоб отказе в государственной регистрации профессиональной пенсионной системы;
защищать свои права и права застрахованных лиц(участников), являющихся его работниками всеми законными способами, в том числе в судебном порядке.
2. Работодатель обязан:
в случае наличия в коллективном договоре условий, предусматривающих создание профессиональной пенсионной системы, создать профессиональную пенсионную систему в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
в случае, если работники (их представители) обратились с требованием о создании новой профессиональной пенсионной системы, принять участие в согласовании условий коллективного договора, предусматривающих создание профессиональной пенсионной системы;
принимать участие в работе попечительского совета профессиональной пенсионной системы, созданной в соответствии с условиями коллективного договора;
представлять пенсионному фонду сведения, необходимые для ведения специального индивидуального счетазастрахованного лица (участника);
утвердить перечень рабочих мест с особыми условиями труда, работа на которых дает право на получение профессиональной пенсии;
осуществлять уплату взносов в профессиональную пенсионную систему, созданную с его участием, в порядке и в сроки, установленные правилами профессиональной пенсионной системы;
осуществлять выплату надбавок к заработной плате за работу в особых условиях в случаях, предусмотренных коллективным договором в соответствии с положениями пункта 13 статьи 11настоящего Закона;
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо «пункта 13 статьи 11» следует читать «пункта 3 статьи 11»
предоставлять застрахованному лицу (участнику) необходимую информацию о начисленных и уплаченных взносах в профессиональную пенсионную систему;
предоставлять застрахованному лицу (участнику) необходимую информацию о правилах профессиональной пенсионной системы и о деятельности уполномоченных организаций;
принять меры по обжалованию решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отказе в государственной регистрации профессиональной пенсионной системы, если требование об обжаловании такого решения было направлено в его адрес работниками (их полномочными представителями).
выполнять иные обязанности, возложенные на него настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 9.Права и обязанности пенсионного фонда
1. Пенсионный фондимеет право:
участвовать в создании профессиональной пенсионной системы в порядке, установленном коллективным договором;
получать от работодателя отчетность по установленным формам по уплате взносов в профессиональную пенсионную систему, созданную с его участием;
в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона заключать договоры доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем;
удерживать плату за перевод по требованию застрахованного лица (участника) специального индивидуального счета застрахованного лица (участника) в другую профессиональную пенсионную систему в пределах средств, учтенных на специальном индивидуальном счете застрахованного лица(участника) в размере, установленном правилами профессиональной пенсионной системы;
в установленном порядке обжаловать решение уполномоченного федерального органа исполнительной властиоб отказе в государственной регистрации профессиональной пенсионной системы, созданной с его участием;
защищать свои права и права застрахованных лиц (участников) любыми законными способами, в том числе в судебном порядке.
2. Пенсионный фондобязан:
в порядке и в сроки, установленные правилами профессиональной пенсионной системы информировать застрахованных лиц (участников), а также их работодателей о работе профессиональной пенсионной системы;
вести учет раздельных учет средств профессиональных пенсионных систем, созданных с его участием;
вести специальные индивидуальные счетазастрахованных лиц (участников) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
в порядке и в сроки, установленные правилами профессиональной пенсионной системы, по требованию застрахованного лица (участника) перевести специальный индивидуальный счет застрахованного лица (участника) в другую профессиональную пенсионную систему;
в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставлять ему информацию о работе профессиональной пенсионной системы;
принять участие в создании профессиональной пенсионной системы, в случае, если коллективным договором предусмотрено создание профессиональной пенсионной системы с участием данного пенсионного фонда;
выполнять иные обязанности, установленные правилами профессиональной пенсионной системы, созданной с его участием;
осуществлять свою деятельность исключительно в интересах застрахованных лиц (участников);
выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 10.Аттестация рабочих мест с особыми условиями труда
1. Оценка фактического состояния условий труда на конкретных рабочих местах осуществляется на основе проведения аттестации рабочих мест.
2. Порядок проведения аттестации рабочих мест устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.
3. Аттестация рабочих мест может проводиться по инициативе работодателя или представителя работников не чаще одного раза в год.
4. Расходы по проведению аттестации несет сторона коллективного договора, инициировавшая аттестацию.
5. Аттестация проводится аттестационной комиссией, в состав которой входят представители работодателя, работников и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
6. По результатам аттестации вносятся изменения в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, работа на которых дает право на выплаты, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом. Указанные изменения вносятся на основе принятия работодателем соответствующего локального нормативного акта.
Внесение работодателем изменений в локальный нормативный акт является основанием для прекращения его обязанностей по уплате взносов в профессиональную пенсионную систему за работников, занятых на исключенных из перечня рабочих местах.
Глава 3. Создание и прекращение профессиональной пенсионной системы
Статья 11.Создание профессиональной пенсионной системы
1. Профессиональная пенсионная системасоздается работодателем, имеющим рабочие места с особыми условиями труда путем заключения договора с пенсионным фондом с учетом положений коллективного договора и в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Коллективным договором может предусматриваться создание нескольких профессиональных пенсионных систем с участием различных пенсионных фондов.
2. Условия коллективного договора, предусматривающие создание профессиональной пенсионной системы должны содержать:
наименование пенсионного фонда, с которым создается профессиональная пенсионная система;
наименование, дату и реестровый номер государственной регистрации правил профессиональной пенсионной системыпенсионного фонда, с участием которого создается профессиональная пенсионная система;
перечень изменяемых условий правил профессиональной пенсионной системы в случае, если стороны социального партнерства договорились об их изменении;
порядок создания попечительского совета профессиональной пенсионной системы, создаваемой с участием негосударственного пенсионного фонда.
3. Коллективные переговоры по поводу создания профессиональной пенсионной системы в рамках коллективного договора должны быть начаты сторонами социального партнерства не позднее 10 дней с момента наступления оснований, предусмотренных Трудовым кодексомРоссийской Федерации в порядке, установленном для заключения (изменения) коллективного договора.
4. В случае если в течение трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по вопросу создания профессиональной пенсионной системы спорные положения остаются неурегулированными, спор о заключении (изменении) коллективного договора в части создания профессиональной пенсионной системы подлежит разрешению в судебном порядке по иску любой из заинтересованных сторон.
5. Работодатель обязан в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента вступления в силу условий коллективного договора, предусматривающих создание профессиональной пенсионной системы, подписать правила профессиональной пенсионной системы и осуществить ее государственную регистрацию в порядке, установленном статьей 12настоящего Федерального закона.
6. Профессиональная пенсионная система считается созданной с момента ее государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
Профессиональная пенсионная система вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором произведена государственная регистрация профессиональной пенсионной системы.
7. Профессиональная пенсионная системасоздается на неограниченный период времени.
8. Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по выплате той или иной категории работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, надбавки за работу в особых условиях труда, обеспечивающей повышенный размер оплаты труда в соответствии со статьей 147Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае, если условиями коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя по выплате указанным в настоящем пункте работникам надбавки за работу в особых условиях труда, профессиональная пенсионная система в отношении этих работников не создается, работники не являются застрахованными лицами, участниками и не приобретают право на профессиональную пенсию.
Решение о выплате надбавки за работу в особых условиях труда принимается на срок не менее трех лет на основании соответствующих положений коллективного договора и утверждается работодателем локальным нормативным актом.
9. Работодатель, должен создать профессиональную пенсионную систему в отношении своих наемных работников, неподподающих под действие заключенного коллективного договора, с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статья 12. Порядок государственной регистрации профессиональной пенсионной системы
1. Государственная регистрация профессиональной пенсионной системы осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Государственная регистрация профессиональной пенсионной системы осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной властипо заявлению работодателя или по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 11настоящего Федерального закона.
3. Одновременно с заявлением о государственной регистрации профессиональной пенсионной системы работодатель представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти следующие документы:
заверенную нотариусом копию коллективного договора, содержащего условия о создании профессиональной пенсионной системы с участием данного пенсионного фонда;
заверенные нотариусом копии документов, подтверждающих полномочия сторон, подписавших коллективный договор;
правила профессиональной пенсионной системы, скорректированные с учетом условий, содержащихся в коллективном договоре, подписанные уполномоченными лицами работодателя и пенсионного фонда, с участием которого создается профессиональная пенсионная система;
заверенные нотариусом копии договоров пенсионного фонда с уполномоченными организациями;
заверенные нотариусом копии учредительных документов уполномоченных организаций;
заверенные нотариусом копии свидетельств о постановке уполномоченного негосударственного пенсионного фондаи уполномоченных организаций на налоговый учет, а также на учет в государственные внебюджетные фонды;
заверенные руководителями уполномоченных организаций копии документов, подтверждающих соответствие уполномоченных организаций, требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами;
документы, подтверждающие полномочия руководителя заявителя или уполномоченного им лица, на осуществление действий, связанных с государственной регистрацией профессиональной пенсионной системы;
два экземпляра описи документов, представляемых для государственной регистрации профессиональной пенсионной системы.
4. Требование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти документов иных, чем указаны в пункте 3настоящей статьи не допускается.
5. Заявление и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи подаются руководителем заявителя в уполномоченный федеральный орган исполнительной властилично или через уполномоченного представителя.
Предварительная проверка представленных документов на соответствие требованиям пункта 3 настоящей статьи, производится в присутствии заявителя. В принятии заявления может быть отказано только в случае несоответствия представляемых документов требованиям пункта 3 настоящей статьи.
При приемке заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проставляет на описи принятых документов отметку с датой приема заявления.
6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий 45 дней с момента принятия документов, указанных в пункте 3настоящей статьи обязан осуществить государственную регистрацию профессиональной пенсионной системы путем внесения ее в государственный реестр профессиональных пенсионных систем или мотивированно отказать заявителю в регистрации профессиональной пенсионной системы.
7. Решение об отказе в государственной регистрации профессиональной пенсионной системы принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях:
предоставления заявителем недостоверных или ложных сведений;
выявления в документах, представленных для государственной регистрации профессиональной пенсионной системы, признаков, не позволяющих их квалифицировать, как удовлетворяющие требованиям пункта 3 настоящей статьи;
выявления несоответствия представленных правил профессиональной пенсионной системыправилам, зарегистрированным в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти или условиям коллективного договора;
несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации.
8. О решении, принятом в соответствии с пунктом 6настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан проинформировать заявителя, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
9. Отказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти в государственной регистрации профессиональной пенсионной системы может быть обжалован работодателем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13.Правила профессиональной пенсионной системы
1. Правила профессиональной пенсионной системы являются приложением и неотъемлемой частью коллективного договора, предусматривающего создание профессиональной пенсионной системы.
2. Правила профессиональной пенсионной системы разрабатываются работодателем и пенсионным фондом на основании типовых правил профессиональной пенсионной системы, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
3. Правила профессиональной пенсионной системы являются публичным предложением пенсионного фонда, зарегистрировавшего соответствующие правила профессиональной пенсионной системы в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, заключить договор о профессиональной пенсионной системе на условиях соответствующих правил.
4. За исключением случаев, установленных пунктом 5 настоящего Федерального закона, правила профессиональной пенсионной системы могут содержать перечень изменяемых условий, изменение которых может производиться сторонами социального партнерства в рамках коллективных переговоров о создании профессиональной пенсионной системы.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Пункт 5 какой статьи имеется ввиду?
В любом случае, такие изменения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и не умалять права участников по отношению к правилам профессиональной пенсионной системы, зарегистрированным пенсионным фондомв уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
Стороны социального партнерства не могут изменить условия правил профессиональной пенсионной системы, являющиеся неизменяемыми.
После подписания коллективного договора работодатель и пенсионный фонд не могут изменять условий правил профессиональной пенсионной системы.
5. Профессиональные пенсионные системы, создаваемые с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, создаются на основании стандартных правил профессиональной пенсионной системы, условия которых являются неизменяемыми.
Стандартные правила профессиональной пенсионной системы утверждаются Правительством Российской Федерации.
Стороны социального партнерства, согласившиеся на создание профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, могут лишь присоединиться к стандартным правилам профессиональной пенсионной системы без права их изменения.
6. Правила профессиональной пенсионной системы должны содержать:
наименования, адреса и банковские реквизиты работодателя, пенсионного фонда, уполномоченных организаций;
условия включения наемных работников в состав застрахованных лиц(участников);
порядок ведения пенсионным фондом специальных индивидуальных счетов, включая правила предоставления работодателем сведений о суммах уплаченных взносов и о периодах, за которые они уплачены;
порядок формирования средств профессиональных пенсионных систем и порядок передачи средств в доверительное управление;
порядок выбора застрахованным лицом (участником) вида выплаты из профессиональной пенсионной системы, из числа предусмотренных подпунктами 1и 2 пункта 1 статьи 4настоящего Федерального закона;
порядок определения размера профессиональной пенсии, включая его ежегодную корректировку, и осуществления выплат из профессиональной пенсионной системы;
правила и порядок перевода специальных индивидуальных счетов застрахованных лиц (участников) по заявлениям застрахованных лиц (участников), а также в случаях прекращения профессиональной пенсионной системы;
права и обязанности пенсионного фонда, застрахованных лиц (участников) и работодателя;
инвестиционную декларацию управляющей компании, с которой заключен договор доверительного управления средствами профессиональной пенсионной системы;
условия и порядок прекращения профессиональной пенсионной системы;
положение о попечительском совете профессиональной пенсионной системы, создаваемой с участием негосударственного пенсионного фонда;
условия и порядок внесения изменений или дополнений в правила профессиональной пенсионной системы;
иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
7. Правила профессиональной пенсионной системы не могут предусматривать установление абсолютного размера будущих выплат либо содержать положения, иным образом определяющие конкретный размер таких выплат при наступлении права на их получение (пенсионные схемы с установленными выплатами).
8. Правила профессиональной пенсионной системы, зарегистрированные в уполномоченном федеральном органе исполнительной властине могут содержать конфиденциальных сведений и являются публичным документом.
Пенсионные фонды обязаны обеспечить свободный доступ всех заинтересованных лиц к ознакомлению с правилами профессиональной пенсионной системы, зарегистрированными в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
Статья 14.Попечительский совет профессиональной пенсионной системы, созданной с участием негосударственного пенсионного фонда
1. В целях обеспечения законных интересов участников профессиональной пенсионной системы, созданной с участием негосударственного пенсионного фонда, негосударственным пенсионным фондом создается попечительский совет профессиональной пенсионной системы (далее — попечительский совет).
2. Негосударственный пенсионный фонд, с участием которого созданы несколько профессиональных пенсионных систем, создает единый попечительский совет для всех профессиональных пенсионных систем, созданных с его участием.
3. Попечительский совет в рамках своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью субъектов профессиональных пенсионных систем и уполномоченных организаций, а также их должностных лиц.
4. Попечительский совет осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о попечительском совете профессиональной пенсионной системы, являющимся неотъемлемой частью правил профессиональной пенсионной системы, создаваемой с участием негосударственного пенсионного фонда.
5. Положение о попечительском совете разрабатывается негосударственным пенсионным фондом на основе типового положения о попечительском совете профессиональной пенсионной системы, утвержденного Правительством Российской Федерации.
6. Не менее половины состава попечительского совета должны составлять представители работников. В состав попечительского совета также включаются представители работодателя и представители общественных организаций.
В попечительский совет не могут быть включены граждане, имеющие непогашенную и не снятую в установленном законом порядке судимость за корыстное преступление.
7. Попечительский совет имеет право:
требовать от негосударственного пенсионного фонда и работодателя всю информацию, связанную с управлением средствами профессиональной пенсионной системы, включая копии договоров с уполномоченными организациями и документов первичной отчетности, аудиторских заключений, бухгалтерской и финансовой отчетности негосударственного пенсионного фонда, работодателя и уполномоченных организаций;
требовать проведения внеочередной ревизии и (или) аудиторской проверки негосударственного пенсионного фонда, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, а, в случае необходимости — проверок деятельности работодателя и уполномоченных организаций, связанной с функционированием профессиональной пенсионной системы;
представлять интересы участников в суде или иных органах государственной власти при рассмотрении вопросов, касающихся исполнения обязательств профессиональной пенсионной системы;
осуществлять иные права в соответствии с положением о попечительском совете.
Статья 15.Прекращение профессиональной пенсионной системы
1. Основаниями для прекращения профессиональной пенсионной системы являются:
а) решение пенсионного фонда, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, о ее прекращении, принятое в порядке, установленном правилами профессиональной пенсионной системы;
б) аннулирование лицензии негосударственного пенсионного фонда;
в) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной властирешения о приостановлении действия лицензии негосударственного пенсионного фонда по причине неустранения в установленный срок выявленных нарушений;
г) начало процедуры ликвидации уполномоченного негосударственного пенсионного фонда.
д) соответствующее решение суда.
2. При наступлении оснований, указанных в пункте 1настоящей статьи, пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, подлежащая прекращению, в срок, не превышающий 5 дней с момента наступления соответствующего основания, обязан сформировать ликвидационную комиссию профессиональной пенсионной системы.
В состав ликвидационной комиссии профессиональной пенсионной системы входят должностные лица пенсионного фонда, представители попечительского совета, представители уполномоченного федерального органа исполнительной власти, представители уполномоченных организаций.
3. Создание ликвидационной комиссии профессиональной пенсионной системы является основанием для прекращения договоров доверительного управления средствами профессиональной пенсионной системы, подлежащей прекращению.
4. Ликвидационная комиссия обязана:
установить объем обязательств пенсионного фондапо учету средств профессиональной пенсионной системыв отношении открытых в рамках профессиональной пенсионной системы специальных индивидуальных счетовкаждого из застрахованных лиц(участников);
установить объем обязательств пенсионного фонда по выплатам профессиональных пенсий и выкупных сумм, осуществляемых в рамках прекращаемой профессиональной пенсионной системы;
установить объем денежных обязательств пенсионного фонда по перечислению денежных средств по переводимым специальным индивидуальным счетам, текущим выплатам профессиональной пенсии и выкупных сумм;
принять меры по обособлению и сохранности средств профессиональной пенсионной системы, подлежащей прекращению;
установить график приема заявлений застрахованных лиц (участников) о переводе специальных индивидуальных счетов в другую профессиональную пенсионную систему, выбираемую в соответствии с условиями коллективного договора;
установить график перевода специальных индивидуальных счетов застрахованных лиц (участников) в профессиональную пенсионную систему в соответствии с заявлением застрахованного лица (участника);
установить порядок и график перевода обязательств по выплате профессиональных пенсий, а также выплаты выкупных сумм из профессиональной пенсионной системы, подлежащей прекращению;
совершать иные меры, необходимые для защиты прав застрахованных лиц (участников), связанных с прекращением профессиональной пенсионной системы.
5. Все расходы, связанные с прекращением профессиональной пенсионной системы, в том числе расходы, связанные с переводом специальных индивидуальных счетовзастрахованных лиц (участников) несет пенсионный фонд, с участием которого была создана профессиональная пенсионная система, подлежащая прекращению.
6. Профессиональная пенсионная система прекращается полным исполнением пенсионным фондом, с участием которого была создана профессиональная пенсионная система, подлежащая прекращению, всех обязательств по переводу специальных индивидуальных счетов застрахованных лиц(участников), по переводу обязательств по выплате профессиональной пенсии, а также обязательств по выплате выкупных сумм выгодоприобретателям.
7. В случае недостаточности средств профессиональной пенсионной системыдля удовлетворения всех обязательств пенсионного фонда, обязательства подлежат удовлетворению за счет средств резерва профессиональных пенсионных систем, а при их недостаточности — за счет собственных средств пенсионного фонда.
8. Запись о прекращении профессиональной пенсионной системы с указанием оснований ее прекращения вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в государственный реестр профессиональных пенсионных систем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента прекращения профессиональной пенсионной системы.
Статья 16.Обязательное резервирование средств профессиональных пенсионных систем
В целях обеспечения защиты законных прав и интересов участников негосударственные пенсионные фонды осуществляют резервирование средств профессиональных пенсионных систем в соответствии с Федеральным законом«О негосударственных пенсионных фондах».
Глава 4. Инвестирование средств профессиональных пенсионных систем
Статья 17.Договоры доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем
1. Инвестирование средств профессиональных пенсионных системосуществляется путем заключения пенсионными фондами договоров доверительного управления средствами профессиональных пенсионных системс уполномоченными управляющими компаниями.
2. Положения Федерального закона«Об инвестиционных фондах» в части регулирования договоров управления средствами акционерных инвестиционных фондов применяются к договорам доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3. Объектом доверительного управления являются средства профессиональных пенсионных систем, сформированные пенсионными фондамив порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Передача средств профессиональных пенсионных систем в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему.
4. Учредителем управления является пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, средства которой являются объектом доверительного управления.
5. Доверительным управляющим по договору может являться управляющая компания, соответствующая требованиям статьи 28настоящего Федерального закона.
6. Выгодоприобретателем по договору, доверительного управления является пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, средства которой являются объектом доверительного управления.
7. При заключении договора доверительного управления стороны должны прийти к согласию относительно:
инвестиционной декларации доверительного управляющего;
порядка передачи средств профессиональных пенсионных систем в доверительное управление;
порядка и условий управления средствами профессиональных пенсионных систем;
порядка предоставления доверительным управляющим отчетности, связанной с исполнением договора;
права, обязанности и ответственность сторон;
порядка оплаты пенсионным фондом услуг доверительного управляющего и возмещения доверительному управляющему дополнительных затрат, связанных с исполнением договора;
порядка прекращения договора доверительного управления и передачи средств профессиональных пенсионных систем другому доверительному управляющему.
8. Доходы, полученные доверительным управляющим в результате деятельности по доверительному управлению средствами профессиональных пенсионных систем относятся на прирост средств профессиональных пенсионных систем, переданных в управление.
9. Специализированным депозитарием, вступающим в отношения, связанные с управлением средствами профессиональных пенсионных систем может быть только специализированный депозитарий, соответствующий требованиям статьи 28настоящего Федерального закона.
10. Договор доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем заключается на неопределенный срок и может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
11. Типовой договор доверительного управления средствами профессиональных пенсионных системутверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
12. Средства профессиональных пенсионных систем, переданных в управление, одновременно учитываются:
на отдельных счетах доверительного управляющего;
на специальных индивидуальных счетахзастрахованных лиц (участников) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 18.Инвестиционная декларация управляющей компании
1. Инвестиционная декларация управляющей компании, являющейся доверительным управляющим по договору о доверительном управлении средствами профессиональных пенсионных систем (инвестиционная декларация) является неотъемлемой частью правил профессиональной пенсионной системы и определяет требования к целям доверительного управления, составу и структуре разрешенных активов.
2. Инвестиционная декларация должна содержать:
указание на цель управления средствами профессиональных пенсионных систем (пункт 1 статьи 19настоящего Федерального закона);
перечень активов, из числа разрешенных, которые уполномоченная управляющая компания вправе приобретать за счет средств профессиональных пенсионных систем, переданных ей в управление;
требования к структуре инвестиционного портфеля.
3. Инвестиционная декларация должна содержать указание о максимальной доле каждого из объектов инвестирования пенсионных накоплений, переданных в управление.
4. Инвестиционная декларация управляющей компании может устанавливать более детальные требования к структуре инвестиционного портфеля, чем требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 19.Принципы инвестирования средств профессиональных пенсионных систем
1. Целью инвестирования средств профессиональных пенсионных систем, переданных в управление уполномоченной управляющей компании, является их прирост в интересах застрахованных лиц(участников).
2. Инвестирование средств профессиональных пенсионных систем осуществляется на принципах возвратности, надежности, доходности, ликвидности и диверсификации.
3. Средства профессиональных пенсионных системмогут размещаться в следующие разрешенные активы:
1) денежные средства на счетах кредитных организаций, в том числе в депозитах;
2) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
3) ценные бумаги органов местного самоуправления Российской Федерации;
4) ценные бумаги иностранных государств;
5) акции и облигации иностранных эмитентов;
6) акции и облигации российских акционерных обществ, за исключением акций, размещаемых при их учреждении;
7) иные активы, определенные законом.
5. Средства профессиональных пенсионных систем не могут размещаться в:
1) ценные бумаги, условиями эмиссии которых не предусматривается их рыночное обращение за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, специально выпускаемых для размещения средств институциональных инвесторов;
2) ценные бумаги, эмитентами которых являются пенсионные фонды, уполномоченные организациии их аффилированные лица, за исключением ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
3) недвижимое имущество и имущественные права на недвижимое имущество.
6. Инвестирование средств профессиональной пенсионной системыосуществляется по договорам доверительного управления средствами профессиональных пенсионных системв строгом соответствии с инвестиционной декларацией.
Статья 20.Требования к структуре инвестиционного портфеля
1. Структура инвестиционного портфелядолжна удовлетворять следующим основным требованиям:
1) доля ценных бумаг одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов инвестиционного портфеля, за исключением государственных ценных бумаг, эмитентом которых является Российская Федерация;
2) доля депозитов в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу), и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должна в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;
3) доля ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и эмитированных аффилированными лицами пенсионного фонда и уполномоченных организаций, не должна превышать 5 процентов инвестиционного портфеля;
4) доля акций одного эмитента не должна превышать 10 процентов от совокупной рыночной капитализации данного эмитента;
5) доля облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов от совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
6) доля ценных бумаг одного эмитента в совокупном инвестиционном портфелене должна превышать 30 процентов от совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
7) доля ценных бумаг иностранных эмитентов не должна превышать 25 процентов инвестиционного портфеля;
8) доля денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах в банках не должна превышать 20 процентов инвестиционного портфеля
2. Структура инвестиционного портфеля может быть определена в форме инвестиционного индекса.
Порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств профессиональных пенсионных систем и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. В случае несоответствия структуры инвестиционного портфелятребованиям пункта 1настоящей статьи, управляющая компания обязана привести структуру инвестиционного портфеля в соответствие установленным требованиям в срок, не превышающий шести месяцев с момента когда управляющей компании об этом стало известно или должно было стать известно.
Статья 21.Возмещение расходов и оплата услуг уполномоченных организаций, связанных с управлением средствами профессиональных пенсионных систем
1. Возмещение расходов по оплате услуг уполномоченных организаций, включая отчисления, направляемые пенсионным фондом на формирование страхового резерва в рамках договоров, заключаемых в связи с созданием профессиональной пенсионной системы, осуществляется за счет доходов, полученных от инвестирования средств профессиональных пенсионных систем.
2. Максимальный размер указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать 15 процентов от дохода, полученного от инвестирования пенсионных накоплений.
Глава 5. Средства профессиональных пенсионных систем
Статья 22.Формирование и использование средств профессиональных пенсионных систем
1. Средства профессиональной пенсионной системыформируются пенсионными фондами из взносов в профессиональные пенсионные системы поступивших в пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом требований, установленных настоящей статьей.
2. В состав средств профессиональной пенсионной системы входят:
суммы взносов в профессиональные пенсионные системы, за вычетом расходов пенсионных фондов на ведение дела;
суммы уплаченных в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системыштрафных санкций, а также неустойки, уплаченные по договорам доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем;
разрешенные активы, находящиеся в доверительном управлении;
суммы доходов (убытков) от инвестирования средств профессиональных пенсионных систем, переданных в управление по договорам доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем;
средства резервных фондов профессиональных пенсионных систем;
средства, полученные пенсионным фондом из доверительного управления;
средства, предназначенные для осуществления выплат профессиональных пенсий и выкупных сумм.
3. Средства профессиональной пенсионной системы, созданной с участием негосударственного пенсионного фонда, являются собственностью соответствующего негосударственного пенсионного фонда.
Средства профессиональной пенсионной системы, созданной с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, являются федеральной государственной собственностью.
4. Порядок учета средств профессиональных пенсионных систем, созданных с участием негосударственных пенсионных фондов, а также формы и порядок предоставления негосударственными фондами отчетности, связанной с формированием и использованием средств профессиональных пенсионных систем, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок учета средств профессиональных пенсионных систем, созданных с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации
5. Средства профессиональных пенсионных систем не входят в бюджеты всех уровней и изъятию не подлежат.
На средства профессиональных пенсионных систем не может быть обращено взыскание по искам, не связанным с исполнением пенсионными фондами обязательств по выплате профессиональных пенсийи выкупных сумм.
Средства профессиональных пенсионных систем не могут служить в качестве обеспечения обязательств пенсионных фондов, уполномоченных организаций и иных лиц.
6. Средства профессиональных пенсионных системмогут быть использованы исключительно для целей:
выплаты профессиональных пенсий;
единовременных выплат из пенсионного фонда в размере пенсионных накоплений, сформированных в пользу соответствующего застрахованного лица(участника), в том числе оплаты страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, в случаях, предусмотренных правилами профессиональной пенсионной системы;
выплаты выкупных сумм;
отчислений в резервные фонды профессиональных пенсионных систем;
передачи в управление в соответствии с настоящим Федеральным законом;
приобретения разрешенных активовв соответствии с договорами доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем;
оплаты расходов, связанных с переводом специальных индивидуальных счетовв другие профессиональные пенсионные системы;
возмещения расходов и оплаты услуг уполномоченных организаций, связанных с доверительным управлением средствами профессиональных пенсионных систем.
7. Использование средств профессиональных пенсионных систем на цели иные, чем указанные в пункте 6настоящей статьи не допускается.
Статья 23.Особенности учета средств профессиональных пенсионных систем
1. Учет средств профессиональных пенсионных систем производится раздельно для каждой профессиональной пенсионной системы.
2. Пенсионные фондыи уполномоченные организации обязаны за свой счет проводить ежегодный аудит операций со средствами профессиональных пенсионных систем.
3. Финансовая отчетность пенсионных фондов и аудиторские заключения уполномоченных организаций подлежат ежегодному обязательному опубликованию в средствах массовой информации и в сети Интернет не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
4. Отчетность о функционировании профессиональных пенсионных систем представляется пенсионными фондами и уполномоченными организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной властив установленные им порядке и сроки.
5. Для осуществления операций со средствами профессиональных пенсионных системпо договорам, заключаемым доверительными управляющими от своего имени в рамках доверительного управления, открывается отдельный банковский счет (счета) для операций со средствами профессиональных пенсионных систем(далее — специальный счет (счета)).
6. Доверительные управляющие обязаны вести учет средств профессиональных пенсионных систем, находящихся на специальном счете (счетах), по каждому открытому счету.
7. На денежные средства, находящиеся на специальном счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам иным, чем вытекающие из доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем.
8. На специальный счет (счета) не могут быть зачислены денежные средства, не входящие в состав средств профессиональных пенсионных систем.
9. Владельцы специального счета (счетов) имеют право использовать денежные средства, находящиеся на таких счетах постольку, поскольку это соответствует требованиям настоящего Федерального закона и вытекает из договора доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем.
Статья 24.Взносы в профессиональные пенсионные системы
1. Взносами в профессиональную пенсионную систему в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются взносы лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, сделанные в денежной форме на специальные индивидуальные счета застрахованных лиц(участников) в пенсионном фонде, с участием которого создана профессиональная пенсионная система.
2. Взносы в профессиональные пенсионные системы уплачиваются в пользу застрахованных лиц (участников) до достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 7Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
3. Взносы в профессиональные пенсионные системы могут уплачиваться в пользу застрахованных лиц (участников):
1) работодателями в пользу застрахованных лиц (участников);
2) застрахованными лицами (участниками) в свою пользу;
3) пенсионными фондами в случае перевода специального индивидуального счета застрахованного лица (участника) в другую профессиональную пенсионную систему;
4) иными лицами, в случае, если это допускается правилами профессиональной пенсионной системы.
4. Поскольку иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, взносы в профессиональную пенсионную систему, за вычетом доли расходов пенсионного фонда на ведение дела, подлежат немедленному зачислению пенсионным фондом, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, на специальные индивидуальные счетасоответствующих застрахованных лиц(участников).
Порядок учета уплаченных взносов в профессиональные пенсионные системы, созданные с участием негосударственных пенсионных фондов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Порядок уплаты и учета взносов в профессиональные пенсионные системы, созданные с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, устанавливается в соответствии с правилами профессиональной пенсионной системы, созданной с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Тарифы взносов в профессиональные пенсионные системы для категории плательщиков взносов, указанной в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи устанавливаются в соответствии с правилами соответствующей профессиональной пенсионной системы равными:
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. В пункте 2 нет подпунктов
в случае уплаты взносов в профессиональную пенсионную систему (системы) за застрахованных лиц (участников), указанных в пункте 1 статьи 5настоящего Федерального закона, — не более 6 процентов;
в случае уплаты взносов в профессиональную пенсионную систему (системы) за застрахованных лиц (участников), указанных в пункте 2 статьи 5настоящего Федерального закона, — не более 3 процентов.
7. Объектом обложения взносами в профессиональную пенсионную систему (системы) и базой для начисления сумм взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы), являются объект налогообложения и налоговая база по уплате единого социального налога, установленные Главой 24Налогового кодекса Российской Федерации «Единый социальный налог».
Суммы взносов, уплаченных налогоплательщиком в профессиональные пенсионные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательных профессиональных пенсионных системах, не подлежат налогообложению единым социальным налогом, а сумма этого налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет уменьшается на сумму взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему(системы).
Статья 25.Порядок уплаты взносов в профессиональные пенсионные системы
1. Порядок уплаты взносов в профессиональные пенсионные системы устанавливается правилами профессиональной пенсионной системы с учетом требований настоящего Федерального закона.
2. При уплате взноса в профессиональную пенсионную систему в платежном поручении плательщиком взноса указываются:
наименование плательщика взноса;
сумма взноса;
период, за который уплачивается взнос (в случае уплаты взноса работодателем);
наименование пенсионного фондаи профессиональной пенсионной системы, в которую уплачивается взнос;
имя и пол застрахованного лица (участника) за которое уплачивается взнос;
номер специального индивидуального счета застрахованного лица(участника) на который подлежит зачислению уплаченный взнос;
основание платежа.
2. В случае внесения взноса в профессиональную пенсионную систему в пользу застрахованного лица (участника лицом, не являющимся его работодателем или самим застрахованным лицом (участником), предполагается, что застрахованное лицо (участник), в пользу которого осуществляется взнос, дает свое согласие на внесение такого взноса.
3. Работодатели уплачивают взносы в профессиональные исключительно за лиц, являющихся их наемными работниками.
4. Обязанность работодателя по уплате взносов в профессиональную пенсионную систему возникает с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором произведена государственная регистрация профессиональной пенсионной системы.
5. В случае найма новых работников работодатель обязан в срок, не превышающий 10 дней с момента найма, сообщить об этом факте в пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система с указанием всех данных, необходимых для открытия специального индивидуального счета.
6. В случае увольнения работника, работодатель обязан незамедлительно информировать пенсионный фонд, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, о прекращении уплаты взносов в профессиональную пенсионную систему за соответствующее застрахованное лицо(участника).
Статья 26.Специальный индивидуальный счет застрахованного лица (участника)
1. Специальный индивидуальный счет застрахованного лица (участника) является формой учета обязательств пенсионного фонда, связанных с выплатой профессиональных пенсийи выкупных суммв пользу застрахованных лиц (участников) и выгодоприобретателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также обязательств, связанных с переводом специального индивидуального счета застрахованного лица (участника) в другую профессиональную пенсионную систему.
2. Требования к порядку ведения специальных индивидуальных счетов застрахованных лиц в Пенсионном фонде Российской Федерации устанавливаются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
Порядок специальных индивидуальных счетов участников негосударственных пенсионных фондов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной властис учетом требований настоящей статьи.
3. Специальный индивидуальный счет участника негосударственного пенсионного фонда ведется негосударственным пенсионным фондом в электронной форме с обязательным ежемесячным дублированием информации о состоянии специального индивидуального счета в бумажной форме.
3. Специальный индивидуальный счет участника должен быть открыт негосударственным пенсионным фондом в срок, не превышающий 10 дней с момента государственной регистрации профессиональной пенсионной системы.
Об открытии специального индивидуального счета негосударственный пенсионный фонд обязан известить участника в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента его открытия.
4. Состояние специального индивидуального счета может удостоверяться выписками со счета, а также записями в пенсионной книжке участника, если такой порядок предусмотрен правилами профессиональной пенсионной системы.
Правом на получение информации о состоянии специального индивидуального счета обладает только участник, в отношении которого открыт соответствующий счет.
5. В случае поступления на специальный индивидуальный счетучастника взносов, уплаченных не в пользу данного участника или в другую профессиональную пенсионную системуили ненадлежащим лицом, негосударственный пенсионный фонд обязан немедленно возвратить полученную сумму плательщику с указанием причин возврата.
6. Негосударственный пенсионный фонд несет ответственность за обеспечение мер по защите информации о состоянии специального индивидуального счета участника.
7. На специальном индивидуальном счете участника отражаются все операции, связанные с движением средств профессиональной пенсионной системы, совершенных в интересах данного участника с указанием даты, вида и содержания операции за весь период, начиная с момента открытия специального индивидуального счета, а также баланса специального индивидуального счета после совершения операции.
8. Перевод специального индивидуального счета в другую профессиональную пенсионную систему влечет обязанность пенсионного фонда из которого переводится специальный индивидуальный счет застрахованного лица (участника) перевести средства, учтенные на специальном индивидуальном счете, подлежащем переводу, в полном объеме, за вычетом оплаты услуг по переводу счета, в качестве взноса в профессиональную пенсионную систему в пользу соответствующего застрахованного лица (участника).
9. Специальный индивидуальный счет застрахованного лица (участника) закрывается только в случае полного исполнения обязательств пенсионного фонда по выплате профессиональной пенсии, выплате выкупной суммыили переводе специального индивидуального счета в другую профессиональную пенсионную систему.
10. Информация специальном индивидуальном счете застрахованного лица (участника) подлежит хранению в течение 20 лет с момента закрытия счета, а в случае ликвидации профессиональной пенсионной системы подлежит передаче в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
11. В случае, если это допускается правилами профессиональной пенсионной системы, ведение специальных индивидуальных счетов участников может быть поручено пенсионным фондом за установленную плату специализированному регистратору.
Оплата услуг специализированного регистратора осуществляется в пределах сумм, удерживаемых пенсионным фондом на ведение дела.
В этом случае, специализированный регистратор несет солидарную с пенсионным фондом ответственность за достоверность сведений и правильность ведения счетов
11. Специальный индивидуальный счет застрахованного лица (участника) должен содержать:
номер специального индивидуального счета застрахованного лица (участника), присвоенный в соответствии с классификацией пенсионного фонда, в котором открыт счет;
учетный номер застрахованного лица(участника) в системе государственного пенсионного страхования;
фамилию, имя, отчество, адрес и дату рождения и пол застрахованного лица (участника);
суммы взносов в профессиональную пенсионную систему, внесенных за соответствующее застрахованное лицо (соответствующего участника) с указанием даты и источника их поступления, уменьшенные на сумму расходов пенсионного фонда на ведение дела;
доля средств профессиональной пенсионной системы, находящиеся в управлении, в расчете на данное застрахованное лицо (участника) с указанием доверительных управляющих, в управлении которых находятся эти средства и сумм средств,
суммы средств, поступивших из доверительного управления в расчете на данное застрахованное лицо (участника) с указанием даты и источника их поступления;
суммы доходов (убытков) от инвестирования средств профессиональной пенсионной системыв расчете на данное застрахованное лицо (участника) с указанием даты и источника их поступления;
суммы штрафных санкций, удержанных за просрочку уплаты взносов работодателем, а также суммы штрафных санкций по договорам доверительного управления в расчете на данное застрахованное лицо с указание даты и источника их поступления;
суммы, выплаченные в форме профессиональных пенсийс указанием даты выплаты;
суммы, выплаченные в форме выкупной суммыс указанием даты выплаты;
суммы средств, переведенных в другую профессиональную пенсионную систему с указанием основания, даты перевода, получателя платежа.
доходы (убытки) от перерасчета средств профессиональных пенсионных системс указанием даты и основания их возникновения;
другие поступления и расходы, изменяющие баланс специального индивидуального счета.
12. В специальном индивидуальном счете справочно указывается совокупная сумма средств профессиональной пенсионной системы, находящихся в управлении.
13. Застрахованное лицо (участник) имеет право получать выписки со специального индивидуального счета в порядке, установленном правилами профессиональной пенсионной системы.
Глава 6. Особенности правового положения негосударственных пенсионных фондов и уполномоченных организаций
Статья 27.Особенности правового положения негосударственных пенсионных фондов
1. Негосударственный пенсионный фонд, с участием которого создается профессиональная пенсионная система должен удовлетворять следующим основным требованиям:
иметь лицензию на право участия в профессиональных пенсионных системах, выданную уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
иметь зарегистрированные правила профессиональной пенсионной системы, соответствующие условиям коллективного договора, предусматривающим создание профессиональной пенсионной системы с его участием;
не иметь на момент государственной регистрации профессиональной пенсионной системы с его участием неурегулированных санкций, наложенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
не находиться в процессе реорганизации (ликвидации) на момент государственной регистрации профессиональной пенсионной системы, создаваемой с его участием.
2. Для получения лицензии на право участия в профессиональных пенсионных системах негосударственный пенсионный фонд должен отвечать следующим требованиям:
1) иметь опыт осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению не менее пяти лет;
2) иметь опыт реализации пенсионных схем, требующих ведения именных пенсионных счетов участников не менее двух лет;
3) иметь опыт одновременного ведения не менее двадцати тысяч именных пенсионных счетов участников;
4) не иметь актуарного дефицита по обязательствам в течение не менее пяти лет, предшествующих моменту обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обязательного негосударственного пенсионного страхования;
5) иметь утвержденные высшим руководящим органом негосударственного пенсионного фонда правила профессиональной пенсионной системы, представляемые для регистрации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
3. Порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, связанной с их участием в профессиональных пенсионных системах, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 28.Требования к уполномоченным организациям
1. Управляющие компании, с которыми заключаются договоры доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем, а также специализированные депозитарии, вступающие в отношения, связанные с управлением средствами профессиональных пенсионных систем, должны отвечать следующим требованиям:
иметь опыт работы по управлению активами инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов не менее трех лет;
иметь положительную финансовую и кредитную историю организации, подтвержденную в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
иметь расчетную величину собственного капитала не менее 10 процентов от денежной стоимости активов, находящихся в управлении управляющей компании или на учете в специализированном депозитарии;
не являться лицами, аффилированными пенсионному фонду, с участием которого создана профессиональная пенсионная система, средства которой являются объектом управления;
не являться аффилированными по отношению друг другу лицами.
2. Требования к специализированным регистраторам специальных индивидуальных счетовзастрахованных лиц(участников) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 29.Особенности правового положения управляющих компаний
1. Управляющая компания, являющаяся доверительным управляющим по договору с пенсионным фондомобязана:
осуществлять доверительное управление средствами профессиональных пенсионных систем в строгом соответствии с условиями договора доверительного управления средствами профессиональных пенсионных системс должной заботливостью и осмотрительностью;
осуществлять сделки со средствами профессиональных пенсионных систем, используя услуги брокеров и дилеров на наилучших условиях, при оптимальном соотношении качества оказываемых услуг и их стоимости;
передавать на хранение в специализированный депозитарий сертификаты ценных бумаг и копии расчетных документов о перечислении и выдаче денежных средств с банковского счета (банковских счетов), на котором (которых) хранятся денежные средства, входящие в состав средств профессиональных пенсионных систем, поручения о передаче ценных бумаг, документов, в соответствии с которыми осуществляется приобретение и передача имущества, составляющего разрешенные активы, а также копии иных первичных документов в отношении имущества, составляющего разрешенные активы;
осуществлять правомочия акционера хозяйственных обществ, акции которых приобретаются за счет средств профессиональных пенсионных систем, исключительно в интересах застрахованных лиц (участников).
4. Уполномоченная управляющая компания не вправе:
распоряжаться имуществом, находящимся в управлении, без предварительного согласования своих действий со специализированным депозитарием;
отчуждать имущество, находящееся в управлении, безвозмездно или по ценам ниже рыночных;
приобретать права на имущество, находящееся в доверительном управлении;
совершать иные действия, которые могут привести к нарушению прав застрахованных лиц(участников) и учредителей доверительного управления.
Статья 30.Особенности правового положения специализированных депозитариев
1. Специализированный депозитарий, оказывающий услуги по хранению (учету) и контролю за операциями по управлению средствами профессиональных пенсионных систем, обязан:
осуществлять свои функции в строгом соответствии с договорами, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами;
осуществлять хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, приобретенные в результате доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем;
осуществлять хранение копий расчетных документов о перечислении и выдаче денежных средств с банковского счета (банковских счетов), на котором (которых) хранятся денежные средства, входящие в состав средств профессиональных пенсионных систем, поручений о передаче ценных бумаг, иных документов, в соответствии с которыми осуществляется приобретение, отчуждение и передача имущества, входящего в состав средств профессиональных пенсионных систем, иных первичных документов в отношении имущества, входящего в состав средств профессиональных пенсионных систем;
осуществлять оперативный контроль за соблюдением доверительными управляющими ограничений, установленных договором доверительного управления средствами профессиональных пенсионных систем, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
безотлагательно информировать пенсионный фонди управляющую компанию, работодателя, представителя работников и уполномоченный федеральный орган исполнительной властио ставших ему известными нарушениях требований настоящего Федерального закона, других нормативных правовых актов;
по требованию аудиторов предоставлять данные учета имущества, в состав средств профессиональных пенсионных систем, и иные имеющиеся у него сведения и находящиеся на хранении копии первичных документов, необходимые для проведения аудиторских проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности, связанных с управлением средствами профессиональных пенсионных систем.
2. Специализированный депозитарий вправе оказывать услуги более чем одному доверительному управляющему.
Глава 7. Государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов и уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем
Статья 31.Государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов и уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем
1. Государственный контроль и надзор за деятельностью субъектов и уполномоченных организацийпрофессиональных пенсионных системи соблюдением прав застрахованных лиц (участников) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной властидействует на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации, и осуществляют следующие функции:
осуществляет контроль за соблюдением субъектами и уполномоченными организациями профессиональных пенсионных систем требований настоящего Федерального закона других нормативных правовых актов;
осуществляет лицензирование деятельности, связанной с участием негосударственных пенсионных фондов в профессиональных пенсионных системах;
ведет государственный реестр профессиональных пенсионных систем в установленном им порядке;
производит государственную регистрацию профессиональных пенсионных систем;
в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения субъектами и уполномоченными организациямипрофессиональных пенсионных систем;
принимает участие в разработке нормативных правовых актов, касающихся вопросов функционирования профессиональных пенсионных систем;
направляет субъектам и уполномоченным организациям профессиональных пенсионных систем обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
обращается в суд в целях защиты прав и законных интересов субъектов и уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем;
осуществляет иные функции, предусмотренные положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
Глава 8. Ответственность субъектов профессиональных пенсионных систем
Статья 32.Ответственность уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем
1. Уполномоченные организации профессиональной пенсионной системынесут гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Пенсионный фонд, управляющая компания и специализированный депозитарий несут солидарную ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей, возложенных на них в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. В случае наличия в действиях должностных лиц и (или) работников пенсионного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария признаков правонарушения или преступления они несут имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 33.Ответственность работодателя
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей. предусмотренных настоящим Федеральным законом, работодатель и его должностные лица несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 34.Заключительные положения
С момента вступления в силу настоящего Федерального закона, на лиц, являющихся застрахованными лицами(участниками) в соответствии с настоящим Федеральным законом, не распространяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие иной порядок приобретения прав на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного пунктом 1 статьи 7Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Статья 35.Ограничение на использование терминологии настоящего Федерального закона
Не допускается использование лицами, не являющимися в субъектами и уполномоченными организациямипрофессиональных пенсионных систем, при выполнении работ (оказании услуг) населению (для обозначения этих услуг) слов «профессиональная пенсионная система» и «профессиональная пенсия», и производных от них слов и словосочетаний.
Статья 36.Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 37.Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.
Президент Российской Федерации