Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве — одно из основных прав и обязанностей профсоюзных организаций. Согласно Трудовому кодексу РФ участие представителей профсоюзной организации в расследовании несчастных случаев на производстве обязательно. Более того, отсутствие представителя профсоюза в составе комиссии, которая расследует произошедший несчастный случай, может служить основанием для признания ее решения недействительным.
Безопасность труда в электроэнергетике контролируется особо, так как наша отрасль характеризуется наличием повышенной травмоопасности производственных процессов, что требует и повышенной ответственности в области охраны труда всех без исключения работников, начиная от первых руководителей до рядовых рабочих, ошибка одного работника не должна приводить к нарушению требований Правил в области охраны труда и, в конечном счете, к производственному травматизму.
Хочу остановиться на особом случае, когда взгляды работодателя и профсоюза при расследовании несчастного случая не совпадают на примере работы профкома профсоюзной организации ТЭЦ-10 ППО ООО «Байкальская энергетическая компания», из-за чего член комиссии по расследованию несчастного случая, председатель профсоюзного комитета ТЭЦ – 10 ППО ООО «БЭК» Свентух Олег Михайлович был вынужден не согласиться с заключением работодателя и высказать «Особое мнение к Акту о расследовании легкого несчастного случая, происшедшего 30 августа 2024 года с работницей С. филиала ТЭЦ-10 ООО «Байкальская энергетичес-кая компания».
Ссылаясь на то обстоятельство, что несчастный случай произошёл во время установленного работодателем обеденного перерыва, который не является рабочим временем, сторона работодателя предложила квалифицировать несчастный случай, как не связанный с производством, поскольку в момент несчастного случая действия пострадавшей не были обусловлены участием в производственной деятельности.
Основываясь на судебной практике, в частности, Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июля 2023 г. по делу N 8Г-13838/2023[88-14900/2023], а также на основании пункта 3 статьи 227 Трудового кодекса РФ, устанавливающей основания и порядок отнесения события (несчастного случая) к производственным или не производственным, что также прямо указывает на производственный характер события, если оно произошло на территории работодателя, но во время установленного правилами внутреннего трудового распорядка перерыва, в том числе, перерыва на обед, Олег Михайлович обосновал, что несчастный случай произошёл с работницей ТЭЦ-10 ООО «БЭК» на территории работодателя и выполняющей в этот день производственные задания работодателя, при осуществлении работницей правомерных действий — в период установленного работодателем обеденного перерыва, каких-либо неправомерных действий со стороны работника в момент произошедшего с ним несчастного случая не установлено. Значит,
то обстоятельство, что несчастный случай произошёл во время установленного работодателем обеденного перерыва, который не является рабочим временем, не свидетельствует о том, что данный несчастный случай не может быть квалифицирован, как связанный с производством. С учетом изложенного Свентух О.М. предложил квалифицировать несчастный случай с работницей ТЭЦ-10 С. как несчастный случай, связанный с производством и оформить акт формы Н-1, с чем работодатель был вынужден согласиться. Права работницы были защищены.
Дмитрий Баяджан, правовой инспектор труда ИРКОО ВЭП


